Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 29.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73379, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Савинов О.В.                                                                      Дело № 33а-2476/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      29 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Москалева Александра Николаевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 04 апреля 2018 года, по которому постановлено:

Административный иск Федерального казенного учреждения «Исправительной колонии № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области к Москалеву Александру Николаевичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Москалева Александра Николаевича, *** года рождения, осужденного приговором Ульяновского областного суда от 29.09.2000, установив в отношении него следующие административные ограничения:

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой;

- запрещение пребывания в определенных местах  общественного пользования (в местах  реализации  и употребления  спиртных напитков – в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках);

-  запрещение выезда за пределы территории Ульяновской области, в котором осужденный намерен проживать после освобождения; 

- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения 4 (четыре) раза в месяц для регистрации.

Установить административный надзор в отношении Москалева Александра  Николаевича, *** года рождения на срок 3 года и исчислять его со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания либо фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Заслушав доклад председательствующего, заключение прокурора               Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Москалеву А.Н. об установлении административного надзора.

В обоснование иска было указано, что Москалев А.Н. приговором  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2000 года осужден по пунктам «а», «в», «з» части 2 статьи 105, пункту «в» части 3 статьи 162, части 2 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 18 лет с конфискацией имущества. По совокупности приговоров, отменяя условное осуждение по приговору Майнского районного суда Ульяновской области от 11 мая 1999 года и применяя принцип частичного сложения, окончательно к отбытию наказания Москалеву А.Н. назначено лишение свободы сроком на 19 лет с содержанием в исправительной колонии особого режима, с конфискацией имущества.

Постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от                02 февраля 2004 года срок наказания Москалеву А.Н. снижен до 18 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима без конфискации имущества.

За время отбывания наказания административный ответчик допускал нарушения режима содержания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности, имеет неснятые и непогашенные взыскания, установленный распорядок дня соблюдал не всегда, мероприятия воспитательного характера посещает, однако реагирует на них не всегда правильно, не всегда делает для себя правильные выводы.

27 мая 2015 года Москалев А.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен на строгие условия содержания.

С 01 ноября 2016 года в связи с отсутствием взысканий в течение года был переведен на обычные условия содержания.

11 августа 2018 года Москалев А.Н. подлежит освобождению по отбытии срока наказания.

В иске содержалась просьба об установлении в отношении Москалева А.Н. административного надзора сроком на 3 года с установлением следующих административных ограничений: запрещения пребывания в определенных местах общественного пользования (в местах реализации и употребления спиртных напитков – в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках); запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22.00 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за пределы Ульяновской области; а также в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Москалев А.Н. просит об отмене решения в части установления административных ограничений в виде запрещения выезда за пределы Ульяновской области и явки в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, уменьшив количество явок до одного-двух раз в месяц, а также в части срока административного надзора, который просит уменьшить до двух лет.

Жалобу мотивирует чрезмерным и неоправданно суровым установление названных ограничений с учетом имеющихся у него поощрений и взысканий, применение которых судом не мотивировано.

Полагает, что сотрудники внутренних дел могут убедиться о месте его пребывания в любой день с 22.00 часов до 06.00 часов, приехав к нему домой.

Считает завышенным срок административного надзора в связи с признанием его злостным нарушителем правил внутреннего распорядка в исправительном учреждении, поскольку новых преступлений против общества он не совершал.

Представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Москалев А.Н., отбывающий наказание в вышеназванной исправительной колонии, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных пояснений по ней не представил, не направил в апелляционную инстанцию своего представителя, не заявил об участие в судебном заседании путем видеоконференцсвязи.

Изложенное дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что приговором Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2000 года Москалев А.Н. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами «а», «в», «з» части 2 статьи 105, пунктом «в» части 3 статьи 162, частью 2 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 18 лет с конфискацией имущества. По совокупности приговоров, отменяя условное осуждение по приговору Майнского районного суда Ульяновской области от 11 мая 1999 года, окончательно к отбытию наказания Москалеву А.Н. назначено лишение свободы сроком на 19 лет с содержанием в исправительной колонии особого режима, с конфискацией имущества.

Постановлением Ульяновского районного суда Ульяновской области от                02 февраля 2004 года срок наказания Москалеву А.Н. снижен до 18 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима без конфискации имущества.

В период отбывания наказания Москалев А.Н. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в связи с чем 27 мая 2015 года признан злостным нарушителем установленного порядке отбывания наказания и переведен с обычных в строгие условия содержания.

С 01 ноября 2016 года в связи с отсутствием взысканий в течение года был переведен на обычные условия содержания.

Поскольку Москалев А.Н. осужден за совершение тяжких преступлений, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, определил юридически значимые обстоятельства по делу, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Москалева А.Н. административного надзора и вышеназванных административных ограничений.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным апелляционная жалоба не содержит.

Согласно части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого  преступления, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.

Пунктом 1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если  лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В силу приведенных норм Закона основанием для установления административного надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания, примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об установлении административного надзора или нет.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.

В связи с тем, что приговором суда установлено совершение административным ответчиком умышленных тяжких преступлений и в период отбывания наказания в местах лишения свободы он был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.

Срок административного надзора, установленный районным судом, соответствует положениям пункта 1 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы».

При установлении в отношении Москалева А.Н. административного надзора судом полно и объективно исследованы все представленные доказательства, на основании которых объем и характер административных ограничений определен с учетом имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, данных о его проживании и месте регистрации до осуждения.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Срок административного надзора и административные ограничения, в том числе и в виде запрещения выезда за пределы Ульяновской области и обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации соответствуют закону и тяжести совершенных административным ответчиком преступлений, определены судом с учетом обстоятельств совершения преступлений, его поведения, предшествующего совершению преступлений, а также в период отбытия наказания, то есть личности поднадзорного лица, на которого в период отбывания наказания накладывалось 59 взысканий, в том числе, с водворением в штрафной изолятор и помещение камерного типа (13 взысканий), имеющего 4 поощрения.

При таких обстоятельствах оснований для уменьшения срока административного надзора, количества явок Москалева А.Н. в орган внутренних дел для регистрации, определенных районным судом, как и исключения из административных ограничений запрещение выезда за пределы Ульяновской области, судебная коллегия не  усматривает.

Сам по себе факт установления административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов не свидетельствует о неправильном определении судом первой инстанции количества явок административного ответчика в орган внутренних дел для регистрации, поскольку является самостоятельным административным ограничением, предусмотренным законом.

Вышеназванные административные ограничения, избранные судом первой инстанции  в целях предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобождаемое из мест лишения свободы согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017           № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Москалев А.Н. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                                 04 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Москалева Александра Николаевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий         

 

Судьи