Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ
Документ от 23.05.2018, опубликован на сайте 01.06.2018 под номером 73353, Админ. надзор, КоАП: ст. 20.13 ч.2, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 191/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  23 мая 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Костиной Натальи Викторовны, действующей в защиту интересов Антонова Андрея Андреевича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 29 декабря 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Антонова Андрея Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 29 декабря 2017 года Антонов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией оружия марки *** мм калибр ***, № ***, хранящегося в МО МВД России «Майнский».

Не согласившись с указанным постановлением, Антонов А.А. через своего защитника обжаловал его в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные постановления по делу об административном правонарушении Костина Н.В., действующая в защиту интересов Антонова А.А., просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Антонова А.А. состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что оружие было применено Антоновым А.А. в состоянии крайней необходимости, чтобы не допустить нападения на него и водителя М*** С.В. (виновника ДТП) других участников дорожно-транспортного происшествия.

Полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела не было установлено место совершения вменяемого в вину Антонову А.А. правонарушения, а кроме того не установлен статус указанного земельного участка.

Считает, что судьей районного суда неправомерно было отказано в удовлетворении заявленного ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетеля М*** С.В.

Ссылается на презумпцию невиновности.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующим выводам.

Согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия относится к оружию самообороны и в соответствии со ст. 24 его применение гражданами Российской Федерации возможно только для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ предусмотрена за стрельбу из оружия в населенных пунктах или в других не отведенных для этого местах.

Факт стрельбы 11 октября 2017 года в 11 часов 25 минут Антоновым А.А. из оружия в не отведенном для этого месте, а именно в поле, расположенном в трех километрах от деревни Грачевка Вешкаймского района Ульяновской области, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 октября 2017 года, в котором содержаться объяснения Антонова А.А. о согласии с вмененным ему в вину правонарушением (л.д. 5); рапортом оперативного дежурного МО МВД России «Майнский» от 11 октября 2017 года (л.д. 8); показаниями сотрудника полиции Ж*** Д.А. (л.д. 145-150); показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей Х*** Р.И. и Я*** В.В. (л.д. 137-143) и другими имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными предыдущими судебными инстанциями по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Вывод судей предыдущих инстанций о наличии в действиях Антонова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ, является правильным.

Наказание Антонову А.А. назначено в минимальном размере в пределах санкции ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 4.1 названного Кодекса, с учетом личности правонарушителя, характера совершенного правонарушения и обстоятельств его совершения.

Доводы Костиной Н.В., действующей в защиту интересов Антонова А.А., о том, что Антонов А.А. находился в состоянии крайней необходимости, производя выстрел из пистолета в воздух в связи с агрессивным поведением участников дорожно-транспортного происшествия и угрозой их нападения на него (Антонова А.А.) и  М*** С.В., нельзя признать состоятельными.

Исходя из смысла положений ст. 2.7 КоАП РФ состояние крайней необходимости предполагает наличие действительной, реальной опасности, угрожающей личности и правам лица, причинившего вред охраняемым законом интересам, или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, действия по устранению которой производятся непосредственно сразу после возникновения такой опасности, но не в случае, когда угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем или когда она могла быть устранена иными средствами.

При этом, в отличие от общего правила, обязанность доказывания вынужденного совершения противоправных действий в состоянии крайней необходимости лежит не на административном органе, а на лице, привлекаемом к административной ответственности.

Между тем таких доказательств материалы дела об административном правонарушении в отношении Антонова А.А. не содержат, объективных доказательств того, что другие участники событий представляли собой угрозу для жизни и здоровья Антонова А.А. и М*** С.В., не установлено, на что было обоснованно указано в обжалуемых судебных постановлениях судьями, давшими надлежащую оценку данным доводам Антонова и его защитника.

При этом осуществление Антоновым А.А. выстрела из травматического огнестрельного пистолета в неустановленном для этого месте, в результате которого могла быть создана ситуация, угрожающая жизни и здоровью других людей, не может расцениваться как действие в состоянии крайней необходимости.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Эти доводы были обоснованно отвергнуты предыдущими судебными инстанциями по основаниям, изложенным в принятых по данному делу судебных актах.

Следует также иметь в виду, что по пояснениям сотрудника полиции  Ж*** Д.А. (145 - 151), участники  событий, произошедших 11 октября 2017 года на сельскохозяйственном поле в трех километрах от деревни Грачевка Вешкаймского района Ульяновской области, являлись представителями двух противоборствующих хозяйствующих субъектов, между которыми имелся спор относительно того, кому принадлежит урожай с этого сельскохозяйственного поля.

При этом указанный свидетель пояснил, что полиция была уведомлена о предстоящем конфликте  на сельскохозяйственном поле и сотрудники полиции находились поблизости, наблюдая за происходящим.

О наличии такого хозяйственного спора свидетельствует и факт рассмотрения в последующем этого спора Ленинским районным судом г.Ульяновска. Решение по данному делу состоялось 15 ноября 2017 года (дело № 2-4703/2017).

Таким образом, есть основания полагать, что стрельба на поле  была обусловлена не необходимостью защитить жизнь и здоровье стрелявшего, а попыткой неправовыми методами  разрешить хозяйственный спор.

Доводы жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела не было точно установлено место совершения правонарушения, являются несостоятельными.

В протоколе об административном правонарушении указано, что правонарушение совершено на сельскохозяйственном поле в трех километрах от деревни Грачевка. При этом из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств со всей очевидностью усматривается, что речь идет о деревне Грачевка, расположенной в Вешкаймском районе Ульяновской области.

Устанавливать более точно (например, с указание географической широты и долготы) место совершения правонарушения нет необходимости, поскольку в любом случае установлено, что это место не является специально отведенным для стрельбы.

Утверждение автора жалобы о том, что земельный участок, на котором Антонов А.А. осуществил выстрел из травматического огнестрельного оружия, является охотничьим угодьем, правового значения по данному делу не имеет, поскольку Антонов А.А. охоту не осуществлял. Следовательно, в данном случае травматическое оружие он мог применять лишь в случае необходимой обороны или крайней необходимости, однако таких обстоятельств не установлено.

Ссылки в жалобе на то, что судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля М*** С.В., не могут служить основанием для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела усматривается, что заявленное стороной защиты ходатайство о вызове в судебное заседание для допроса как свидетеля М*** С.В. судьей разрешено в соответствии с требованиями ст. 24.4 КоАП РФ, о чем судьей вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания (л.д. 188-189). Вынесение отдельного процессуального документа в виде определения в этом случае обязательным не является.

Следует также учесть, что отказ в удовлетворении заявленного ходатайства не создал для лица, привлекаемого к административной ответственности, препятствий в осуществлении его процессуальных прав, поскольку ранее свидетель М*** С.В. допрашивался мировым судьей по обстоятельствам данного дела.

Иные доводы жалобы не опровергают выводы предыдущих судебных инстанций о наличии в действиях Антонова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 29 декабря 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2018 года, вынесенные в отношении Антонова Андрея Андреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Костиной Натальи Викторовны, действующей в защиту интересов Антонова Андрея Андреевича, – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                     Л.В. Болбина