Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ сотруднику УФСИН в предоставлении единовременной выплаты на приоьретение жилого помещения
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73283, 2-я гражданская, о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зобова Л.В.                                                          Дело № 33-2000/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Смирнова Юрия Николаевича, Смирновой Анастасии Юрьевны, Смирновой Светланы Петровны  на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 08 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Смирнова Юрия Николаевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением оставить без  удовлетворения в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Смирнова Ю.Н., его представителя – адвоката Зюзина А.Ю., Смирновой С.П., Смирновой А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Гасанова М.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Смирнов Ю.Н. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области) о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением. В обоснование иска указал, что с 01 февраля 1995 года проходит службу в уголовно-исполнительной системе. 17 марта 2014 года он обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент подачи рапорта общая продолжительность его службы составляла 21 год 5 месяцев 19 дней. После сбора необходимых документов рапорт был принят, документы направлены в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России от  02 февраля 2016 года (протокол № 5) ему отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. С решением комиссии ФСИН России он не согласен. Он и члены его семьи (супруга  Смирнова С.П., совершеннолетняя дочь Смирнова А.Ю., и несовершеннолетние дети С*** Ф.Ю., С*** Е.Ю.) зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире, общей площадью 72,3 кв.м, расположенной по адресу: У*** область, г. Д***, ул. М***, д. ***, кв. ***. Собственником 2/3 доли указанной квартиры является С*** С.Х. (его мать), которая по данному адресу не зарегистрирована, а 1/3 доля этой квартиры принадлежит его старшей дочери. Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 05 марта 2014 года общая площадь жилого помещения составляет 72,3 кв.м, таким образом, на одного члена его семьи приходится по 14,46 кв.м, что менее нормы обеспечения. Просил признать решение комиссии ФСИН России от 02 февраля 2016 года незаконным, обязать ФСИН России поставить его на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 марта 2014 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, федеральное казенное учреждение Димитровградская воспитательная колония УФСИН России по Ульяновской области, Смирнову С.П., Смирнову А.Ю. и, рассмотрев заявленные требовния по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Смирнова А.Ю. и Смирнова С.П. считают решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводят положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года № 496. Указывают, что площадь квартиры, в которой проживает семья Смирнова Ю.Н., составляет 72,3 кв.м, что свидетельствует о том, что на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы 15 кв.м. Кроме того, 2/3 доли данной квартиры принадлежит на праве собственности матери Смирнова Ю.Н. - С*** С.Х., которая не является членом семьи истца, и в любой момент может запретить семье истца проживать и пользоваться ее долей жилого помещения. Просят учесть, что заявление истца о постановке на учет находилось на рассмотрении комиссии длительное время. Считают, что площадь лоджии была необоснованно включена комиссией в общую площадь квартиры.

В апелляционной жалобе Смирнов Ю.Н. также считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Не соглашается с выводом суда о том, что имеющиеся противоречия в документах, представленных в комиссию относительно площади жилого помещения, лишили комиссию возможности установить наличие оснований для постановки его семьи на учет нуждающихся. Обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством площадь лоджий и балконов не входит в общую площадь жилого помещения. Просит учесть, что все представленные им в комиссию и территориальную подкомиссию документы относились к одному и тому же объекту недвижимости. Какие-либо действия, направленные на изменение площади квартиры, им не производились. По мнению автора жалобы, в решении суда не дана оценка самому решению комиссии об обеспеченности членов семьи истца нормой жилого помещения. Кроме того, полагает, что комиссией были нарушены и ведомственные акты, регламентирующие работу самой комиссии. В соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России № 469 от 29 августа 2009 года, на территориальной подкомиссии лежала обязанность по проверке документов. Тот факт, что документы были направлены территориальной подкомиссией в комиссию ФСИН России, свидетельствует о том, что представленные им документы соответствовали требуемому перечню. Документы ему не возвращались, дополнительные документы у него не истребовались, что, по мнению автора жалобы, указывает на несостоятельность выводов суда о наличии в документах сведений, препятствующих принятию решения. Только новый Порядок формирования и работы комиссии ФСИН, утвержденный приказом ФСИН России № 550 от 24 ноября 2014 года, предусмотрел обязанность комиссии не только по проверке документов на предмет соответствия их перечню, определенному в Правилах, но и установленному порядку их оформления. По мнению автора жалобы, неверное указание в мотивировочной части решения реквизитов свидетельств о государственной регистрации права с различной площадью, указывает на формальный подход суда к рассмотрению спора. Просит учесть, что предметом спора являлось конкретное решение комиссии с выводом об обеспеченности его семьи жилой площадью более 15 кв.м на каждого члена семьи. Комиссия не указывала в качестве основания для отказа в постановке на учет нуждающихся противоречия в документах относительно площади квартиры. Полагает, что судом были нарушены нормы процессуального права, поскольку в ходе судебного разбирательства его представителю необоснованно было отказано в ознакомлении с материалами учетного дела, имеющегося в распоряжении суда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов Ю.Н. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, занимает должность *** дежурной части отдела режима федерального казенного учреждения «Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», имеет звание *** внутренней службы и выслугу лет в календарном исчислении более 21 года.

Смирнов Ю.Н. состоит в зарегистрированном браке с Смирновой С.П., имеет сына С*** Ф.Ю., *** года рождения, дочь С*** Е.Ю., *** года рождения, дочь Смирнову А.Ю., *** года рождения.

Семья Смирновых зарегистрирована в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: У*** область, г. Д***, ул. М***, д. ***, кв. ***: Смирнов Ю.Н. - с 16 декабря 2003 года, дочь Смирнова А.Ю. - с 25 июня 2002 года, супруга Смирнова С.П. с детьми С*** Ф.Ю. и С*** Е.Ю. - с 28 июня 2002 года. Собственниками квартиры по названному выше адресу являются: дочь истца - Смирнова А.Ю. (доля в праве 1/3), мать истца - С*** С.Х. (доля в праве 2/3).

С*** С.Х. в данной квартире не зарегистрирована, с 5 июня 2000 года Смирнова С.Х. зарегистрирована по адресу: У*** область, М*** район, р.п. М***, ул. Ш***, д. ***.

17 марта 2014 года Смирнов Ю.Н. обратился в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На заседании подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области от 4 августа 2014 года (протокол № 07-2014) было принято решение о направлении документов Смирнова Ю.Н. в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В данном протоколе указано, что по представленным документам Смирнов Ю.Н. и члены его семьи (супруга Смирнова С.П., сын С*** Ф.Ю., дочь С*** Е.Ю., дочь Смирнова А.Ю. - собственник, общая долевая собственность, доля в праве 1/3) зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире, общей площадью 75,85 кв. м, расположенной по адресу: У*** область, г. Д***, ул. М***, д. ***, кв. ***. Подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области сделан вывод о том, что обеспеченность Смирнова Ю.Н. и членов его семьи составляет 75,85 кв. м / 5 = 15,17 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека, что больше учетной нормы (15 кв. м общей площади), предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 года, оформленным выпиской из протокола № 5, Смирнову Ю.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом, как следует из выписки из протокола № 5 заседания комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 года, при определении обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты расчет производился исходя из общей площади занимаемой ими квартиры, равной 75,85 кв. м.

Смирнов Ю.Н., ссылаясь на то обстоятельство, что общая площадь квартиры по адресу: У*** область, г.Д***, ул. М***, д. ***, кв. ***, в которой он проживает с семьей, составляет 72,3 кв.м, а потому на каждого члена семьи приходится менее 15 кв.м (по 14,46 кв.м на каждого), обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Смирнова Ю.Н. и признания незаконным решения комиссии ФСИН России от 02 февраля 2016 года.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт «з» пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил);

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

Из смысла приведенных положений закона следует, что комиссия на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке, принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.

Действующим законодательством определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что при обращении с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Смирновым Ю.Н. были представлены копии свидетельств о государственной регистрации права в отношении жилого помещения по адресу: У*** область, г. Д***, ул. М***, д. ***, кв. ***, на имя Смирновой А.Ю. (дочери) и С*** С.Х. (матери) от 26 марта 2002 года, где указана общая площадь спорной квартиры 75,85 кв.м, и от 05 марта 2014 года с указанием иного размера общей площади той же квартиры – 72,3 кв.м.

Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Смирнова Ю.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужила обеспеченность Смирнова Ю.Н. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, поскольку Смирновым Ю.Н. были представлены документы, содержащие противоречивые сведения в отношении общей площади занимаемой Смирновым Ю.Н. с членами его семьи квартиры (75,85 кв. м и 72,3 кв. м). Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Смирнова Ю.Н. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Само по себе направление документов Смирнова Ю.Н. территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области в комиссию ФСИН России, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, не свидетельствует о признании за истцом права на постановку на интересующий истца учет, поскольку в решении территориальной подкомиссии от 04 августа 2014 года также указано на обеспеченность семьи истца на каждого члена семьи жилой площадью более 15 кв.м.

Из пояснений представителя ответчиков в суде первой и апелляционной инстанции следует, что оспариваемое истцом решение комиссии ФСИН России, принятое на основании противоречивых документов, представленных самим истцом, не лишает Смирнова Ю.Н. права на обращение в комиссию с новым рапортом и надлежащими документами.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Смирнова Ю.Н. о необходимости проверки существа решения, принятого комиссией на основании противоречивых документов, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Длительное рассмотрение документов истца комиссией ФСИН России само по себе не свидетельствует о незаконности существа принятого комиссией решения.

Неверное указание в судебном решении реквизитов свидетельств о государственной регистрации права на имя Смирновой А.Ю. и Смирновой С.Х. является ни чем иным, как технической опиской, которая не повлияла на существо самого решения.

Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции допущено не было.

Из протокола судебного заседания суда первой инстанции от 01 февраля 2018 года следует, что ходатайство представителя истца об ознакомлении с материалами дела, содержащего в том числе копии материалов учетного дела Смирнова Ю.Н., судом было удовлетворено, в судебном заседании был объявлен перерыв до 08 февраля 2018 года, сторона истца с материалами дела была ознакомлена.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 08 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Смирнова Юрия Николаевича, Смирновой Анастасии Юрьевны, Смирновой Светланы Петровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи