Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73249, 2-я гражданская, об обязании выдать бесплатные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                           Дело № 33-1907/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 17 января 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Руколь Тамары Александровны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №4» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Руколь Тамару Александровну лекарственными препаратами: «***» в количестве 120 таблеток дозировкой 1000 мг., по рецептам от 07.08.2017 года и 01.09.2017 года, «***» в количестве 60 таблеток дозировкой 30 мг., по рецептам от 07.08.2017 года и 01.09.2017 года.

В остальной части иска прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Руколь Тамары Александровны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №4» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя  в интересах Руколь Т.А., обратился в  суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №4», Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области об обязании выписать рецепты на лекарственные средства и обеспечить лекарственными средствами.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Засвияжского района города. Ульяновска проведена проверка по обращению Руколь Т.А. страдающей ***. В ходе проверки было установлено,  что Руколь Т.А. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом «***». Согласно назначениям врача истица нуждается в обеспечении таблетками «***», дозировкой 1000 мг,  а также «***» (***) дозировкой 30 мг. Однако с января 2017 года ежемесячные рецепты на указанные препараты истице лечащим врачом выписывались нерегулярно.

Так, Руколь Т.А. лечащим врачом не были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов «***» и «***» в марте, мае, июне, ноябре 2017 года. Кроме того, в аптечном учреждении истица не была обеспечена данными лекарственными препаратами по выданным ей рецептам, а именно: препаратом «***» по рецептам от 07.08.2017, 01.09.2017,  05.10.2017; препаратом «***» по рецептам от 07.08.2017,  01.09.2017. Таким образом, в 2017 году истец не в полном объеме был обеспечен указанными препаратами.

Просит суд обязать ГУЗ «Городская поликлиника №4» выписать Руколь Т.А. бесплатные рецепты на лекарственные препараты: «***» в количестве 240 таблеток дозировкой 1000 мг., за март, май, июнь, ноябрь 2017 года, «***» в количестве 240 таблеток дозировкой 30 мг., за март, май, июнь, ноябрь 2017 года; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Руколь Т.А. лекарственными препаратами «***» в количестве 180 таблеток дозировкой 1000 мг., по рецептам от 07.08.2017, 01.09.2017, 05.10.2017, а также лекарственным препаратом «***» (***) в количестве 120 таблеток дозировкой 30 мг., по рецептам от 07.08.2017, 01.09.2017. Обратить решение к немедленному исполнению.  

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено - АО «УльяновскФармация».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***» и «***» согласно соответствующему государственному контракту. Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Руколь Т.А. данными лекарственными препаратами.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям из Региональной медицинской информационной системы (далее РМИС) Руколь Т.А. обеспечена 05.10.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 2-х упаковок, 05.10.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 2-х упаковок, 01.11.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 1-й упаковки, 01.11.2017 лекарственным препаратом «***» в количестве 1-й упаковки, 04.12.2017  лекарственным препаратом «***» в количестве 1-й упаковки. Дальнейшее обеспечение Руколь Т.А. данным лекарственным препаратом Министерством осуществляется. 

Поясняет, что не обеспечение Руколь Т.А. лекарственными препаратами «***» и «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  

Ссылается на отсутствие возможности обеспечить Руколь Т.А. данными лекарственными препаратами  по причине завершения 2017 финансового года, указывает, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки данного лекарственного препарата впрок. 

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Более того отмечает, что медицинские показания Руколь Т.А. могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. 

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным ***.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Руколь Т.А., *** года рождения,   состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом:  «***».

Согласно назначениям  врача-*** ГУЗ «Городская поликлиника № 4» Руколь Т.А. были назначены лекарственные препараты: «***» в дозе 1000 мг, 1 таблетке 2 раза в день; «***» дозировкой 30 мг, по 1 таблетке 1 раз в день.

Лечащим врачом  ГУЗ «Городская поликлиника № 4»  истице  07.08.2017, 01.09.2017, 05.10.2017  были выписаны рецепты на бесплатное получение  лекарственного препарата «***» - таблетки 1000 мг № 60. Фактически  обеспечение истицы данным препаратом было только 03.11.2017 по рецепт от 0510.2017.

Кроме того, Руколь Т.А. также 07.08.2017, 01.09.2017 были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «***» - таблетки 30 мг. № 60.

Согласно данным  региональной информационной системы Руколь Т.А. в 2017 году лекарственным препаратом «***» по рецептам от 07.08.2017 и 01.09.2017 обеспечена не была.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка,  Руколь Т.А. лекарственными препаратами: «***» и «***»  по указанным выше рецептам обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части  возложения обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Руколь Т.А. лекарственными препаратами: «***» и «***» по рецептам от 07.08.2017 и 01.09.2017  в количестве, определенном лечащим врачом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит как на ГУЗ «Городская поликлиника №4», так и  на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав 07.08.2017, 01.09.2017  истице рецепты на бесплатное получение лекарственных средств «***», «***».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истицы  необходимыми ей лекарственными препаратами  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Руколь Т.А. лекарственными препаратами.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  лекарственными препаратами «***» и «***» было полным и невыдача указанных лекарств  Руколь Т.А. по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истицы лекарственными препаратами «***» и «***»  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  указанным препаратом по рецептам от 07.08.2017 и 01.09.2017 в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Руколь Т.А. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Установив, что в марте, мае, июне и ноябре 2017 года Руколь Т.А. в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» за получением рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами  «***» и «***» не обращалась, а также то, что истица по рецепту от 05.10.2017 была обеспечена лекарственным препаратом «***», суд правомерно отказал прокурору в удовлетворении исковых требовании в данной части.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Засвияжского района города  Ульяновска в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 17 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: