Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 22.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73241, 2-я гражданская, об обязании выдать бесплатные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                   Дело № 33-1976/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        22 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах   Чистяковой Ирины Дмитриевны  к   государственному  учреждению  здравоохранения «Городская  поликлиника № 4» удовлетворить  частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская  поликлиника № 4» выписать Чистяковой Ирине Дмитриевне   за  март  2017 года   рецепт  на  бесплатное  получение   лекарственного  препарата «***»  по  торговому    наименованию  «***»  дозировкой   300 мг,  в количестве  31 таблетка. 

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская  поликлиника № 4» выписывать Чистяковой Ирине Дмитриевне  рецепты  на бесплатное получение лекарственного препарата «***» по  торговому наименованию «***»,  в  соответствии с  назначением,  в   необходимом  объеме.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская  поликлиника № 4»  выписать  Чистяковой Ирине Дмитриевне    за  период с  февраля  по  ноябрь  2017 года  рецепт  на  бесплатное  получение   лекарственного  препарата «***» (***)  дозировкой 100 мг, в  количестве  144  таблетки.  

В  удовлетворении иска   прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах Чистяковой Ирины Дмитриевны к государственному учреждению  здравоохранения «Городская  поликлиника № 4» в  остальной  части  отказать.  

Иск прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах   Чистяковой Ирины Дмитриевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской  области  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и   социального  благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Чистякову Ирину Дмитриевну     лекарственным  препаратом  «***» (***)  по рецепту  от 04.09.2017 г.  в   количестве  30 таблеток  дозировкой  100 мг.

В удовлетворении требования  прокурора Засвияжского  района   г. Ульяновска в  интересах Чистяковой Ирины Дмитриевны об обращении решения суда к  немедленному  исполнению отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителей истца Чистяковой Т.Н. и Чистяковой Т.В.,  возражавших против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского  района г. Ульяновска в  интересах  Чистяковой И.Д.  обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к     государственному  учреждению  здравоохранения «Городская  поликлиника № 4», Министерству здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской  области,  содержащим требования:

- о признании незаконным бездействия государственного учреждения  здравоохранения «Городская  поликлиника № 4» о ненаправлении  Чистяковой И.Д.   на врачебную комиссию  по вопросу  назначения  и выписывания  лекарственного  препарата «***» (***) по торговому   непатентованному   наименованию  по  жизненным  показаниям;

- о возложении обязанности на государственное  учреждение  здравоохранения «Городская поликлиника № 4» выписать Чистяковой И.Д.  за  март  2017 года   рецепт  на  бесплатное  получение  лекарственного препарата «***» по  торговому наименованию «***» дозировкой 300 мг, в количестве 31  таблетка;

- о возложении обязанности  на государственное учреждение  здравоохранения «Городская поликлиника № 4»  выписать  Чистяковой И.Д.  за  период  с  февраля,   по ноябрь  2017  года  рецепт  на  бесплатное  получение лекарственного препарата «***» (***)  дозировкой 100 мг в количестве  144  таблетки;

- о возложении обязанности  на государственное учреждение   здравоохранения «Городская поликлиника № 4» выписывать Чистяковой И.Д. рецепты на бесплатное  получение лекарственного препарата «***» в необходимом  объеме  и в  соответствии с ее диагнозом  по  торговому  наименованию «***»; 

- о возложении обязанности на   Министерство  здравоохранения, семьи и   социального  благополучия Ульяновской  области  бесплатно  обеспечить  Чистякову И.Д.  лекарственным  препаратом  «***» (***) по рецепту  от 04.09.2017 г. в количестве 30 таблеток дозировкой 100 мг.

Иск обоснован тем,  что прокуратурой Засвияжского  района  г. Ульяновска   проведена проверка по обращению Чистяковой И.Д., страдающей ***,  по вопросу лекарственного  обеспечения, в  ходе  которой выявлены  основания  для прокурорского  вмешательства.

Проверкой установлено, что Чистякова И.Д. с февраля 2017 года  наблюдается   в ГУЗ «Городская  поликлиника № 4» с диагнозом «***». 

Согласно назначениям  врача  истец нуждается в обеспечении  лекарственными  препаратами:  *** (***), дозировкой 300  мг, по 1  таблетке в день;  *** (***) дозировкой 125 мг утром, 150 мг вечером,  всего в день 275 мг.  

Однако в 2017  году ежемесячные рецепты на указанные препараты истцу  лечащим врачом выписывались нерегулярно, не в соответствии с назначениями  лечащих  врачей.

Так, в период с февраля по ноябрь 2017 года (303 дня) Чистякова И.Д.  нуждалась в обеспечении лекарственным препаратом *** (МНН – ***) дозировкой  300 мг, в  количестве  303  таблетки.

Между тем в силу  п. 3 Порядка  назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному  непатентованному  наименованию.

При  наличии медицинских  показаний  (индивидуальная непереносимость  пожизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывания  лекарственных препаратов:  не  входящих   в  стандарты  медицинской  помощи;   по торговым  наименованиям.  Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется  в медицинских документах  пациента и  журнале  врачебной  комиссии.

*** поликлиники  были выписаны    рецепты на лекарственный  препарат *** (***)  по  международному  непатентованному  наименованию,  в соответствии  с   которым   в аптечном учреждении истице был предложен «***», прием которой   Чистяковой И.Д.  противопоказан, что  подтверждается  выписными эпикризами  ФГБУ «Российская детская клиническая   больница». По жизненным показаниям   Чистякова И.Д. нуждается в приеме препарата *** (торговое   наименование).

На врачебную комиссию по вопросу назначения и выписывания  лекарственного препарат *** (*** ***) по международному непатентованному  наименованию  по  жизненным  показаниям  Чистякова И.Д. лечащим  врачом  не  направлялась.

В феврале, апреле, ноябре 2017  года  льготный   рецепт  на  *** ( МНН – ***) лечащим врачом выписан   не  был.

Между  тем,  в соответствии  с нуждаемостью  Чистяковой И.Д.  с февраля  по  ноябрь 2017  года  подлежала  обеспечению  следующим количеством  препарата: 303 дня х 275 мг = 83 325 мг : 100 мг  (дозировкой  1 таблетки) = 833,25 таб.

Таким  образом,  в  период с февраля  по  ноябрь 2017  года  истице  не  были   выписаны  рецепты  на лекарственный  препарат  ***  (*** ***)  в следующем количестве   исходя   из  расчета: 833,25 – 690 = 144 таблетки дозировкой 100 мг.

Кроме того, аптечным учреждением не был в полном объеме обеспечен  рецепт   на лекарственный  препарата  *** (***). 

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено АО «УльяновскФормация».

Рассмотрев исковые требования по существу, судом было вынесено данное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что за назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. 

Лечащим врачом Чистяковой И.Д. был выписан 04.09.2017 льготный рецепт на лекарственный препарат «***» в количестве 3-х упаковок. Данный рецепт был обслужен в количестве 2-х упаковок.

Полагает, что необеспечение Чистяковой И.Д. 3-й упаковкой лекарственного препарата «***» по выписанному рецепту от 04.09.2017, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта, поэтому считает исковые требования прокурора незаконными. Более того обеспечение Чистяковой И.Д. данным лекарственным препаратом так же невозможно по причине завершения 2017 финансового года.

Не соглашается с возложенными на ГУЗ «Городская поликлиника №4» обязанности по выписке Чистяковой И.Д. льготных рецептов на приобретение лекарственных препаратов «***» и «***» за февраль, апрель, ноябрь 2017 года, считают, что данные требования прокуратуры противоречат действующему законодательству, поскольку не имеется оснований на выписку данных льготных рецептов.

По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Чистякова И.Д., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Что касается требования прокурора об обязании ГУЗ «Городская поликлиника №4» выписать Чистяковой И.Д. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «***» по торговому наименованию «***» в соответствии с назначением, в необходимом объеме поясняет, что в настоящее время перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговым наименованием, Правительством Российской Федерации не утверждён. Врачебная комиссия, которая приняла решение о наличии у Чистяковой И.Д. побочных эффектов, индивидуальной непереносимости на лекарственный препарат  «***», ГУЗ «Городская поликлиника №4» (т.е. по месту жительства Чистяковой И.Д.) не проводилась. Так же не имеется сведений о непереносимости данного препарата в медицинской документации Чистяковой И.Д. Медицинское заключение ФГБУ «российская детская клиническая больница» носит рекомендательный характер.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Чистяковой И.Д. – Чистякова Т.Н. просит решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения. 

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Чистякова И.Д. с февраля 2017 года  наблюдается   в ГУЗ «Городская  поликлиника № 4» с диагнозом «***». 

Согласно назначениям  врача  истец нуждается в обеспечении  лекарственными  препаратами: *** (***), дозировкой 300  мг, по 1  таблетке в день,  *** (***) дозировкой 125 мг утром, 150 мг вечером,  всего в день 275 мг.   Однако в полном объеме данными препаратами не обеспечивается.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).

Так, в разделах Перечня N 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы больные эпилепсией, в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "все лекарственные средства".

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).

Истец в установленном порядке получила рецепт на препарат «***» (***), по которому  в установленный срок не смогла получить лекарственные препараты.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Чистяковой И.Д.  на бесплатное обеспечение необходимым лекарственным препаратом подлежит защите и восстановлению.

Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными  лекарствами  на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от 30.01.2017) "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" на территории Ульяновской области" установлено, что финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к  друг другу, тогда как истец не является стороной по договору.

Решение в части возложения на ГУЗ «Городская поликлиника №4» выписывать Чистяковой И.Д. рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «***» по  торговому наименованию «***» является законным и обоснованным. Согласно протокола Врачебной комиссии №33 от 29.11.2017 Чистякова И.Д. консультирована в ФГБУ ГДКБ в г. Москва, где был рекомендован препарат ***. Отмена или замена на *** не рекомендована. Врачебная комиссия сделала заключение о нуждаемости истицы именно в данном препарате. Вопреки доводам апелляционной жалобы, требования части 5 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья граждан, предусматривающие назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, выполнено.

Решение в части возложения на ГУЗ «Городская поликлиника №4» в соответствии с назначением врача выписать Чистяковой Ирине Дмитриевне бесплатные рецепты на лекарственные препараты так же  не подлежит отмене. Согласно сообщению Главного врача ГУЗ «Городская поликлиника №4», отчета о лекарственных средствах выписанных льготнику, поступивших в апелляционную инстанцию, во исполнение решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16.01.2018 Чистяковой И.Д. 24.01.2018 были выписаны бесплатные рецепты на следующие препараты *** 300 мг №100 -1 уп. (торговое название ***), *** 100 мг №30 – 5 уп..  Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, решение ответчиком исполнено в полном объеме.

Исходя из того, что ответчиком решение в апелляционном порядке не было обжаловано, решение им исполнено, истцу выписаны рецепты, и учитывая, что требования заявлены из нарушений прав истца на получение социальных льгот, судебная коллегия  полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 16 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: