Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение инвалида лекарствами
Документ от 15.05.2018, опубликован на сайте 31.05.2018 под номером 73057, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                       Дело № 33-1762/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           15 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участие прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 января 2018 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Тулуповой Татьяны Николаевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Тулупову Татьяну Николаевну лекарственными средствами: *** в количестве 3 упаковок по выписанным рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 02.08.2017, 01.09.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 02.08.2017, 01.09.2017; *** в количестве 1 упаковка по выписанному рецепту от 29.08.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 29.08.2017, 12.10.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 12.10.2017; *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 12.10.2017.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района города  Ульяновска, действуя  в интересах Тулуповой Т.Н.,  обратился к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с иском об обязании обеспечить Тулупову Т.Н., *** года рождения, лекарственными средствами *** в количестве 3 упаковок по выписанным рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 02.08.2017, 01.09.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 02.08.2017, 01.09.2017; *** в количестве 1 упаковка по выписанному рецепту от 29.08.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 29.08.2017, 12.10.2017; *** в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 12.10.2017; *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 12.10.2017.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной по  обращению Тулуповой Т.Н.  о нарушении ее прав на предоставление ей льготного обеспечения лекарственными средствами проверки были установлено, что  истица является инвалидом *** группы и наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом: ***, ***; ***; ***; ***.

Тулупова Т.Н. нуждается в лекарственных средствах: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.

Тулуповой Т.Н. были выписаны рецепты: 29.08.2017, 28.07.2017  на получение лекарственного средства - *** в общем количестве 3 упаковки 80 мг. №50; 28.07.2017, 29.08.2017 – на  лекарственные средства - *** в общем количестве 2 упаковки 1000 мг. №60;    02.08.2017, 01.09.2017 - на лекарственные средства - *** в общем количестве 2 упаковки 20 мг. №30; 02.08.2017, 01.09.2017 на  лекарственные средства - *** в общем количестве 2 упаковки 40 мг. № 50;  29.08.2017 на лекарственное средство - *** в общем количестве 1 упаковка 30 мг. №60; 29.08.2017, 12.10.2017 на лекарственное средство - *** в общем количестве 2 упаковки 100 мг №30; 01.09.2017, 12.10.2017 на  лекарственное средство - *** в общем количестве 2 упаковки 250 мкг./200 доз; 12.10.2017 на лекарственное средство – *** в общем количестве 1 упаковка 25мкг+250мкг/120 доз. При этом, согласно копии журнала отсроченного обеспечения по федеральной льготе аптеки № 66 АО «Ульяновскфармация», отчету о получении лекарственных средств льготником Тулуповой Т.Н. за период с 01.01.2017 по 20.11.2017, отчету об аннулированных рецептах пациентки Тулуповой Т.Н. названными лекарственными средствами истица по рецептам не обеспечена. Таким образом, права Тулуповой Т.Н. на льготное получение лекарственных средств грубо нарушены.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница № 3».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.  

В обоснование жалобы указывает, что в 2017 году Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***», «***», *** «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Всего в 2017 году Тулупова Т.Н. была обеспечена лекарственными препаратами по бесплатным рецептам на сумму *** рублей. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что не обеспечение Тулуповой Т.Н. необходимыми ей лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истицу лекарственными препаратами по причине истечения срока годности льготных рецептов на получение лекарственных средств, выданных ей врачом, указанных в исковом заявлении. Отмечает, что Министерство не может профинансировать обеспечение данными лекарственными препаратами Тулуповой Т.Н. в связи с завершением 2017 финансового года. Отмечает, что медицинские показания могут измениться и Тулупова Т.Н., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.  

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Тулупова Т.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы по заболеванию - ***, ***, ***; ***; ***; ***.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Тулуповой Т.Н. были выписаны рецепты: 29.08.2017, 28.07.2017  на получение лекарственного средства - *** в общем количестве 3 упаковки 80 мг. №50; 28.07.2017, 29.08.2017 – на  лекарственные средства - *** в общем количестве 2 упаковки 1000 мг. №60;    02.08.2017, 01.09.2017 - на лекарственные средства - *** в общем количестве 2 упаковки 20 мг. №30; 02.08.2017, 01.09.2017 на  лекарственные средства - *** в общем количестве 2 упаковки 40 мг. № 50;  29.08.2017 на лекарственное средство - *** в общем количестве 1 упаковка 30 мг. №60; 29.08.2017, 12.10.2017 на лекарственное средство - *** в общем количестве 2 упаковки 100 мг №30; 01.09.2017, 12.10.2017 на  лекарственное средство - *** в общем количестве 2 упаковки 250 мкг./200 доз; 12.10.2017 на лекарственное средство – *** в общем количестве 1 упаковка 25мкг+250мкг/120 доз. При этом, согласно копии журнала отсроченного обеспечения по федеральной льготе аптеки № 66 АО «Ульяновскфармация», отчету о получении лекарственных средств льготником Тулуповой Т.Н. за период с 01.01.2017 по 20.11.2017, отчету об аннулированных рецептах пациентки Тулуповой Т.Н. названными лекарственными средствами истица по рецептам не обеспечена.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Тулупову Т.Н. лекарственными средствами: *** 80 мг. № 50 в количестве 3 упаковок по выписанным рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017; *** 1000 мг № 60 в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017; *** 20 мг. № 30 в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 02.08.2017, 01.09.2017; *** 40 мг. № 50 в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 02.08.2017, 01.09.2017; *** 30 мг. № 60 в количестве 1 упаковка по выписанному рецепту от 29.08.2017; *** 100 мг. № 30 в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 29.08.2017, 12.10.2017; *** 250 мкг./200 доз в количестве 2 упаковок по выписанным рецептам от 01.09.2017, 12.10.2017; *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 12.10.2017.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Тулуповой Т.Н. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***  было полным и невыдача указанных лекарств  Тулуповой Т.Н.  по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истицы лекарственными препаратами: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***  носит постоянный характер,  соответственно обеспечение ее  указанными препаратами по рецептам от 28.07.2017, 29.08.2017, 02.08.2017, 01.09.2017, 12.10.2017 в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Тулуповой Т.Н. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия   Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: