Дело № 3а-42/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Кузеевой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Городнова Игоря Александровича к
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая
палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,
Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного
участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Городнов И.А. обратился в суд с административным исковым
заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» о пересмотре кадастровой
стоимости земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по
адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что указанным участком истец
владеет на праве аренды.
Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2011
г. Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П
утверждена в размере 2 635 472 руб. 95 коп.
Согласно отчету об оценке от 26 декабря 2017 г.,
составленному ООО «ЦенСо», рыночная стоимость
участка по состоянию на 1 января 2011 г. составляет
1 216 551 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его
рыночной стоимости нарушает права владельца земельного участка, так как влечет
увеличение арендных платежей.
С учетом уточнения требований истец просил установить
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по
состоянию на 1 января 2011 г. – 1 000 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено
Правительство Ульяновской области.
В судебном заседании представитель административного истца
Зарубин В.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в
административном иске, просил определить кадастровую стоимость участка равной
его рыночной стоимости, указанной в заключении эксперта ФБУ Ульяновской
лаборатории судебной экспертизы. Также просил восстановить срок для подачи
заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не
явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не
принимал участия в проведении и
утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, прав и
интересов административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим
ответчиком по делу.
Представитель Правительства Ульяновской области в письменном
отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что пересмотр
кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного
истца, которое Правительством не оспаривается.
Представитель Агентства государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области заявлением просил рассмотреть дело в
его отсутствие, в отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости
принадлежащего административному истцу земельного участка.
Представитель администрации города Ульяновска в судебное
заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных
возражений по иску не представил.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства
РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное
заседание представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных
о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав
материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской
Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами
платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие
налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных
данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного
участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для
определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной
или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации
рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с
федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев,
определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель
проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району
(городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая
стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В
соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.
№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты
определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в
случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и
обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой
стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на
дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно
статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой
стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18
настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной
решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором
подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не
ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой
стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Материалами дела установлено, что в отношении земельного
участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, 22 июля 2016 г. между Департаментом государственного
имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время
Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области)
и Городновым И.А. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым
номером ***.
Из договора аренды следует, что размер арендной платы
зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта
недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым
номером *** на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18
января 2012 г. № 21-П по состоянию на 1 января 2011 г. определена в размере
2 635 472 руб. 95 коп.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации административное
исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный
кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой
стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр
недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости,
полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо
сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик
объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Сведения
о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были
внесены в ЕГРН 1 марта 2012 г., следовательно, пятилетний срок истек 1 марта
2017 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился в суд
29 января 2018 г., то есть с пропуском срока.
Вместе
с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит
восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как кадастровая стоимость земельного участка,
исходя из которой рассчитываются арендные платежи, является актуальной для
административного истца, право владения земельным участком возникло у административного
истца в 2016 году. Очередная государственная кадастровая оценка земель
Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств,
подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.
Учитывая разницу рыночной стоимости участка, определенную
оценщиком, и его кадастровой стоимости, составляющую более 50%, по делу была
назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории
судебной экспертизы.
Согласно заключению № 195/03-4, 196/03-4 от 16 апреля 2018
г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка по
состоянию на 1 января 2011 г.
составляла 1 000 000 руб.
У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как
экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31
мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены
необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию,
использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной
ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу
заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу
о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит
подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы
и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Основания для сомнения в правильности заключения и в
беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного
истца, административных ответчиков и заинтересованными лицами заключение не
оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования
административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка
равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими
удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Городнова Игоря
Александровича о пересмотре
кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с
кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной
стоимости по состоянию на 1 января 2011 г. – 1 000 000 руб.
Датой
обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 29
января 2018 г.
Вступившее
в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в
окончательной форме.
Судья Н.А. Пулькина