Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор по ст.105 ч.1, 158 ч.1, 325 ч.2 УК РФ законный и обоснованный
Документ от 18.04.2018, опубликован на сайте 10.05.2018 под номером 72960, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.1; ст. 325 ч.2; ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Рукавишникова Е.А.                                                       Дело № 22-656/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               18 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе председательствующего Максимова И.Н.,

судей Волкова Н.Г., Кабанова В.А.,

с участием прокурора Причаловой Т.В.,

потерпевшей В*** Л.А.,

осужденного Михайловского В.О.,

адвоката Пулашкина Э.С.,

при секретаре Хисматуллиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Михайловского В.О. и адвоката Пулашкина Э.С. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22 февраля 2018 года, которым

МИХАЙЛОВСКИЙ Владимир Олегович,

*** судимый:

- приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска от 24 января 2017 года по ч.1 ст.158, п.«а» ч.2 ст.158 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ на срок 1 год 4 месяца с удержанием 10% из заработной платы в доход государства, на 20 февраля 2018 года отбытый срок наказания в виде исправительных работ составляет 5 месяцев, не отбытый срок 11 месяцев,

осужден:

- по ч.1 ст.105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет с ограничением свободы на срок 1 год;

- по ч.1 ст.158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год;

- по ч.2 ст.325 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ на срок 6 месяцев с удержанием 10% из заработной платы в доход государства.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ, с учетом ст.71 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания назначено Михайловскому В.О. наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет 6 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год.

На основании ст.70 УК РФ, с учетом ст.71 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 января 2017 года и окончательно назначено Михайловскому В.О. наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет 8 месяцев с ограничением свободы на срок 1 год с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Срок  наказания исчислен с 22 февраля 2018 года.

Постановлено меру пресечения Михайловскому В.О. в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

В срок отбытия наказания Михайловского В.О. зачтено время задержания и нахождения его под стражей в период с 3 июля 2017 года по 21 февраля 2018 года.

Постановлено взыскать с Михайловского В.О. в пользу В*** Л.А. в счет возмещения морального вреда 500 000 рублей.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Апелляционное  представление  государственного обвинителя отозвано в порядке ч.3 ст.3898 УПК РФ.

Заслушав доклад судьи Волкова Н.Г., выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Михайловский В.О. признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти человеку, тайном хищении чужого имущества, а также похищении у гражданина паспорта.

Преступления совершены им в г.Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

В апелляционной жалобе осужденный Михайловский В.О. считает приговор не справедливым и не обоснованным, поскольку выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что он действовал в состоянии необходимой обороны или же превысил её, поскольку он защищал свою девушку К*** Д.П., с которой погибший В*** В.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, пытался вступить в половую связь против её воли, а также себя, поскольку погибший пытался нападать на него с осколком бутылки. Целенаправленного умысла на убийство В*** В.А. у него не было. Признает, что забрал паспорт В*** В.А. и уничтожил его. Просит изменить приговор и снизить наказание.

 

В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) адвокат Пулашкин Э.С. также не соглашается с приговором. Считает,  что действия Михайловского В.О. необходимо переквалифицировать на ч.1 ст.114 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, поскольку черепно-мозговую травму, которая явилась причиной смерти, потерпевший получил случайно в результате падения, умыслом Михайловского В.О. данная  травма не охватывалась. Также автор жалобы считает приговор вынесенным на противоречивых и сомнительных доказательствах, в связи с чем он не может быть признан законным и обоснованным. Показания потерпевшей В*** Л.А., и свидетеля К*** Д.П. считает противоречивыми. Также полагает, что не могут служить доказательством вины Михайловского показания свидетелей Б*** Е.С., С*** Д.И. и Б*** А.В. Оспаривает заключение товароведческой экспертизы от 11.12.2017, которая, по мнению автора жалобы, не соответствует требованиям закона, поскольку выводы эксперта никак не обоснованы, и проверить их достоверность не представляется возможным. Из показаний свидетеля К*** Д.П. также следует, что Михайловский высказал намерение выбросить телефон и кошелек потерпевшего возле дома. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Михайловского корыстного мотива. Просит приговор отменить, передать дело на новое судебное разбирательство.  

В судебном заседании:

Осужденный Михайловский В.О. и  адвокат Пулашкин Э.С. доводы апелляционных жалоб поддержали, просили приговор суда отменить, передать дело на новое судебное разбирательство.

Прокурор Причалова Т.В. возражала по доводам жалоб, считала приговор законным, обоснованным, справедливым и не подлежащим отмене либо изменению.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы жалоб, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению.

Выводы суда о виновности Михайловского В.О. в совершении преступлений основаны на совокупности проверенных в ходе рассмотрения уголовного дела по существу доказательств.

Они подтверждаются показаниями потерпевшей, свидетелей К*** Д.П., С*** Д.И., Б*** Е.С., Б*** А.В.

Так, из показаний свидетеля К*** Д.П., данных в судебном заседании суда первой инстанции, а также из её же показаний в ходе предварительного расследования, подтвержденных свидетелем в судебном заседании, следует, что она являлась очевидцем совершения осужденным преступлений. В частности, свидетель поясняла, что в ночь с 28.06.2017 на 29.06.2017 она, Михайловский и В*** находились на берегу реки Волги, где последние распивали пиво. Вскоре Михайловский отошел от них, а В***, сидящий рядом, попытался снять с неё одежду. Она испугалась и стала звать Михайловского. Затем сзади она услышала, как разбилась стеклянная бутылка и подошел Михайловский, в руке у которого  она увидела горлышко от разбитой стеклянной бутылки. Затем  Михайловский схватил В*** за плечи и с силой обрушил на землю, ударив при этом затылочной частью головы о столб, а затем стал наносить ему удары палкой и осколком бутылки в область лица и шеи.  После того как В*** перестал подавать признаки жизни, Михайловский выкопал яму, перетащил  туда труп и присыпал его сверху песком и ветками. Затем Михайловский из барсетки, принадлежащей В***, вынул телефон, паспорт и кошелек с деньгами и взял их себе, остальные вещи выкинул. Позже он вынул из похищенного телефона сим-карту и вставил ее в свой телефон, а паспорт сжег.

Вопреки доводам стороны защиты, каких-либо существенных неустранённых противоречий, которые бы ставили под сомнение вывод суда о виновности осужденного, в показаниях свидетеля К*** Д.П. не содержится.

Более того, показания свидетеля К*** Д.П. полностью согласуются с иными доказательствами, положенными в основу приговора и подтверждаются показаниями свидетелей Б*** Е.С. и Б*** А.В., которым о совершенных преступлениях стало известно от К*** Д.П.

Вина осужденного подтверждается и иными доказательствами, исследованными судом первой инстанции, в том числе протоколами следственных действий и заключениями судебных экспертиз.

Каких-либо существенных противоречий между приведенными в приговоре показаниями потерпевшей, свидетелей и иными доказательствами, положенными в основу приговора, вопреки доводам стороны защиты, не имеется.

Вопреки доводам стороны защиты, все исследованные в судебном заседании доказательства являются допустимыми и получены без каких-либо нарушений требований уголовно-процессуального закона.

Не имеется оснований и для признания недопустимым доказательством заключения товароведческой экспертизы от 11.12.2017. Вопреки доводам защитника, данная экспертиза была назначена и проведена в точном соответствии с требованиями УПК РФ. Заключение подготовлено экспертом, имеющим необходимое образование и стаж работы по специальности. Выводы эксперта ясные, непротиворечивые и мотивированные.

Действиям осужденного, вопреки доводам стороны защиты, дана верная юридическая оценка. Его действия в части причинения смерти В*** В.А. обоснованно квалифицированы по части 1 статьи 105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, по эпизоду кражи сотового телефона и денежных средств по части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации  – как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, по части 2 статьи 325 Уголовного кодекса Российской Федерации  – похищение у гражданина паспорта.

Выводы суда надлежащим образом мотивированы в приговоре. У судебной коллегии отсутствуют основания для иного вывода в данной части.

Доводы защитника и осужденного о наличии в действиях Михайловского В.О. необходимой обороны либо превышения её пределов, равно как и об отсутствии умысла на убийство потерпевшего были предметом обсуждения суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты как несостоятельные, поскольку они опровергаются исследованными судом доказательствами. в том числе показаниями свидетеля К*** Д.П. У судебной коллегии отсутствуют основания для иного вывода в данной части.

Также несостоятельными являются и доводы осужденного о необоснованной квалификации его действий как кражи, то есть хищения чужого имущества. Как верно установлено судом первой инстанции, Михайловский В.О. после совершения убийства потерпевшего тайно похитил принадлежавшие последнему мобильный телефон и денежные средства в размере 3000 рублей. Тот факт, что в последующем осужденный выбросил мобильный телефон, не влияет на квалификацию его действий, а свидетельствует лишь о том, что осужденный распорядился похищенным имуществом по своему усмотрению.

Доводы стороны защиты о том, что не установлена сумма денежных средств, похищенных у погибшего, также несостоятельны. Из показаний потерпевшей следует, что она видела в кошельке у погибшего в день совершения в отношении него преступлений денежные средства в размере не менее 3000 рублей.

При назначении наказания Михайловскому В.О. судом в соответствии с требованиями закона учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, конкретные обстоятельства дела, данные о личности осужденного, а также смягчающие и отягчающее наказание обстоятельства.

При этом судом в приговоре не только приведены, но и реально учтены в качестве обстоятельств, смягчающих наказание осужденному за совершение  преступлений: частичное признание осужденным своей вины, явку с повинной, возраст подсудимого, состояние здоровья подсудимого и его родных, службу в рядах Вооруженных Сил, принесение извинений потерпевшей, возмещение ущерба, противоправность поведения потерпевшего, явившаяся поводом для преступления.

В то же время обоснованно был учтен в качестве отягчающего наказание обстоятельства рецидив преступлений.

Назначенное осужденному наказание соответствует требованиям закона, является справедливым и соразмерным содеянному. Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не находит оснований для смягчения назначенного наказания, а равно применения положений ч.6 ст.15, ст.ст. 64 и 73 УК РФ.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 6 февраля 2004 года N 44-О, положения ч.3 ст.56, ч.5 ст.246 и ч.3 ст.278 УПК РФ в системной связи с другими нормами уголовно-процессуального законодательства не дают оснований рассматривать их как позволяющие суду допрашивать дознавателя и следователя о содержании показаний, данных в ходе досудебного производства подозреваемым или обвиняемым, и как допускающие возможность восстановления содержания этих показаний. Тем самым закон, исходя из предписания ч.2 ст.50 Конституции РФ, исключает возможность любого, прямого или опосредованного, использования содержащихся в них сведений.

В силу приведенных норм УПК РФ в их конституционно-правовом истолковании показания свидетеля С*** А.Р. – оперуполномоченного ОУР ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска, в которых тот излагает  сведения, сообщенные ему осужденным, о причастности последнего к совершению преступлений, ставшие известными свидетелю из беседы с осужденным, не могли быть использованы судом для обоснования выводов о виновности Михайловского В.О. в совершении преступлений.

Судебная коллегия полагает необходимым исключить из приговора ссылку на показания свидетеля С*** А.Р. в части сведений, сообщенных ему осужденным, что не влияет на законность приговора в целом.

Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.240 УПК РФ приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В приговоре в качестве одного из доказательств вины осужденного суд ссылается на показания свидетеля К*** Д.П., данные ею в ходе проведения очной ставки с осужденным. Вместе с тем, как следует из протокола судебного заседания, протокол очной ставки между Михайловским В.О. и свидетелем К*** Д.П. (т.2 л.д.57-66) исследовался по ходатайству защитника лишь в части вопросов, которые задавал защитник, показания свидетеля не исследовались. В связи с изложенным, данное доказательство было положено в основу приговора в нарушение вышеприведенных положений ч.3 ст.240 УПК РФ и ссылка на него подлежит исключению из приговора.

Вместе с тем, это не влияет на законность и обоснованность приговора в целом, поскольку вина осужденного полностью подтверждается совокупностью иных доказательств, достаточной для признания Михайловского В.О. виновным в совершении преступлений.

Судебное  разбирательство  проведено   в соответствии  с  требованиями УПК РФ. Как видно из протокола судебного заседания, суд не ограничивал прав участников процесса по исследованию имеющихся доказательств. Права осужденного, в том числе и право на защиту, на всех стадиях уголовного судопроизводства были соблюдены и реально обеспечены. Все ходатайства сторон были судом разрешены в соответствии с требованиями закона.

Приговор соответствует требованиям ст.307 УПК РФ, в нем приведены и в достаточной степени мотивированы выводы относительно виновности осужденного, квалификации преступления, содержится обоснование признания достоверными одних доказательств, приведены причины, по которым отвергнуты другие.

Несоответствий выводов суда фактическим обстоятельствам дела, равно как и обстоятельств, которые не были судом приняты во внимание, но могли повлиять на выводы, также не усматривается.

При таких обстоятельствах иных оснований для отмены либо изменения приговора суда, в том числе и по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 38913, 38920, 38928, 38933 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22 февраля 2018 года в отношении Михайловского Владимира Олеговича изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части приговора ссылку на показания свидетеля С*** А.Р. в части сведений, сообщенных ему осужденным, а также ссылку на протокол очной ставки между Михайловским В.О. и свидетелем К*** Д.П. (т.2 л.д. 57-66).

В остальном этот же приговор оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи