Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 24.04.2018, опубликован на сайте 07.05.2018 под номером 72889, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизова Н.В.                                                      Дело № 33-1786/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                24 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 12 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Майнского  района Ульяновской области в защиту интересов Казакова Михаила Михайловича к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, акционерному обществу «УльяновскФармация», государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Казакова Михаила Михайловича, *** года рождения, лекарственными препаратами *** (***)  дозировкой 850 мг № 60 по рецептам серии 731760 № 14559 от 10 ноября 2017 года, серии 731760 № 13265 от 12 октября 2017 года, серии 731760 № 11853 от 12 сентября 2017 года; *** (***) дозировкой 30 мг № 60 по рецептам серии 731760 № 14560 от 10 ноября 2017 года, серии 731760 № 13264 от 12 октября 2017 года, *** (***) дозировкой 100 мг № 30 по рецепту серии 731760 № 14560 от 10 ноября 2017 года.

В иске к акционерному обществу «УльяновскФармация», государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Казакова М.М., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области в защиту интересов Казакова М.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), акционерному обществу (далее – АО) «УльяновскФармация», государственному учреждению здравоохранения «Майнская районная больница» (далее – ГУЗ «Майнская РБ») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению инвалида *** группы Казакова М.М., установлено, что 12 сентября 2017 года, 12 октября 2017 года, 10 ноября 2017 года Казакову М.М. лечащим врачом ГУЗ «Майнская РБ» выписано 6 рецептов на лекарственные препараты. Из них 3 рецепта на лекарственный препарат ***  дозировкой 850 мг № 60; 2 рецепта - на лекарственный препарат *** дозировкой 30 мг № 60; 1 рецепт - на лекарственный препарат *** дозировкой 100 мг № 30. Выписанные рецепты были предъявлены истцом для обслуживания в аптеку № 11 АО «УльяновскФармация». Однако до настоящего времени Казаков М.М. не обеспечен лекарственными препаратами по вышеуказанным рецептам. Просил обязать Министерство, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Майнская РБ» обеспечить Казакова М.М. лекарственными препаратами ***  дозировкой 850 мг № 60 по рецептам от 12 сентября 2017 года, 12 октября 2017 года, 10 ноября 2017 года, *** дозировкой 30 мг № 60 по рецептам от 12 октября 2017 года, 10 ноября 2017 года, *** дозировкой 100 мг № 30 по рецепту от 10 ноября 2017 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты ***, ***, *** согласно государственному контракту. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Необеспечение Казакова М.М. лекарственными препаратами по указанным в судебном решении рецептам возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Казаков М.М., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать лекарственные препараты впрок Федеральный закон от 21 ноября 201 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Кроме того, в настоящее время Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение Казакова М.М. спорными лекарственными препаратами в связи с завершением 2017 финансового года.

В возражениях на жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области, Казаков М.М. просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Казаков М.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно.

В связи с имеющимися заболеваниями (***!%, ***, ***, ***, ***) Казаков М.М. наблюдается в ГУЗ «Майнская РБ» и нуждается в приеме лекарственных препаратов: ***, ***, ***.

Лечащим врачом Казакову М.М. были выписаны рецепты: 12 сентября 2017 года, 12 октября 2017 года, 10 ноября 2017 года - 3 рецепта на лекарственный препарат *** дозировкой 850 мг № 60; 12 октября 2017 года, 10 ноября 2017 года - 2 рецепта на лекарственный препарат *** дозировкой 30 мг № 60; 10 ноября 2017 года - 1 рецепт на лекарственный препарат *** дозировкой 100 мг № 30.

Лекарственными препаратами по названным выше рецептам истец обеспечен не был, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Казакова М.М. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственные препараты, в приеме которых нуждается Казаков М.М., включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №2885-р.

Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Казакова М.М. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Казакова М.М. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Казаков М.М.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Казакова М.М. лекарственными препаратами в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи