Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 19.04.2018, опубликован на сайте 26.04.2018 под номером 72737, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-31/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

19 апреля 2018 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сенькиной Тамары Владимировны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области  о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Сенькина Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости в отношении земельных участков, расположенных по адресу: ***:

- площадью 2122 кв.м., с кадастровым номером ***,

- площадью 3282 кв.м., с кадастровым номером ***,

- площадью 5021 кв.м., с кадастровым номером ***,

- площадью 7732 кв.м., с кадастровым номером ***.

Требования мотивированы тем, что указанными участками истец владеет на праве собственности.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** определена по состоянию на 23 марта 2017 г. в размере 2 734 112 руб. 12 коп. и 4 230 014 руб. 18 коп. соответственно.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** определена по состоянию на 6 октября 2016 г. в размере 14 900 620 руб. 86 коп. и 22 945 947 руб. 12 коп. соответственно.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» от 8 декабря 2017 г. рыночная стоимость по состоянию на 23 марта 2017 г. участка с кадастровым номером *** составляет 1 589 000 руб., участка с кадастровым номером *** -  2 459 000 руб.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» от 8 декабря 2017 г. рыночная стоимость по состоянию на 6 октября 2016 г. участка с кадастровым номером *** составляет 5 789 000 руб., участка с кадастровым номером *** -             8 915 000 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как собственника земельных участков, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.

Судом к участию в деле привлечены Богданов А.Ю., ООО «Репер».

В судебном заседании представитель административного истца Нягашкина И.И. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в письменном отзыве право истца на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков не оспаривал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право Сенькиной Т.В. на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве не возражал против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель заинтересованного лица администрации города Димитровграда, заинтересованные лица Богданов А.Ю., ООО «Репер» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений по иску не представили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что Сенькина Т.В. является собственником земельных участков: с кадастровым номером *** с 24 марта 2017 года, с кадастровым номером *** с 9 ноября 2016 года.

До 2 июня 2017 года Сенькина Т.В. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ***, со 2 июня 2017 года указанный участок на праве собственности принадлежит Богданову А.Ю.

До 21 декабря 2017 года Сенькина Т.В. также являлась собственником земельного участка с кадастровым номером ***, с 21 декабря 2017 года право собственности на данный участок перешло к ООО «Репер».

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** определена по состоянию на 23 марта 2017 г. в размере 2 734 112 руб. 12 коп. и 4 230 014 руб. 18 коп. соответственно; кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** определена по состоянию на 6 октября 2016 г. в размере 14 900 620 руб. 86 коп. и 22 945 947 руб. 12 коп. соответственно.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» от 8 декабря 2017 г. рыночная стоимость по состоянию на 23 марта 2017 г. участка с кадастровым номером *** составляет 1 589 000 руб., участка с кадастровым номером *** -  2 459 000 руб.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» от 8 декабря 2017 г. рыночная стоимость по состоянию на 6 октября 2016 г. участка с кадастровым номером *** составляет 5 789 000 руб., участка с кадастровым номером *** -             8 915 000 руб.

Учитывая разницу рыночной стоимости участков и их кадастровой стоимости, составляющую более 40%, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № 98/03-4, 99/03-4 от 30 марта 2018 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельных участков составляла: участков с кадастровыми номерами ***, *** по состоянию на 23 марта 2017 г. в размере 1 615 000 руб. и 2 500 000 руб. соответственно; участков с кадастровыми номерами ***, *** по состоянию на 6 октября 2016 г. в размере 5 600 000 руб. и 8 200 000 руб. соответственно.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованными лицами заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельного участка, производство которой было поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, предварительная оплата расходов по экспертизе была возложена на административного истца, который оплату не произвел. Экспертное учреждение ходатайствовало о взыскании расходов по экспертизе при вынесении решения.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая положения статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также, что рыночная стоимость земельных участков, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже их кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г., расходы по производству судебной экспертизы подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения с Правительства Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Сенькиной Тамары Владимировны о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 марта 2017 г. – 1 615 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 23 марта 2017 г. – 2 500 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 октября 2016 г. – 5 600 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 октября 2016 г. – 8 200 000 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 28 декабря 2017 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

***, ***, ***, ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы расходы по производству экспертизы 80 080 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина