Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 17.04.2018, опубликован на сайте 28.04.2018 под номером 72728, 2-я гражданская, об обязани обеспечить изделиями медицинского предназначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                 Дело № 33-1631/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                17 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2017 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетнего А*** Р*** Р*** удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить А*** Р*** Р***, *** года рождения, изделиями медицинского назначения: *** в количестве 1 упаковка, по рецепту от 07 августа 2017 года.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Ахметовой Р.Ф., высказавшей возражения по доводам жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего А*** Р.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении изделиями медицинского назначения. В обоснование иска указал, что несовершеннолетний А*** Р.Р., является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием «***», с которым наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска». 07 августа 2017 года А*** Р.Р. лечащим врачом был выписан рецепт на получение изделия медицинского назначения: *** в количестве 1 упаковка. Однако, А*** Р.Р. по выписанному рецепту *** обеспечен не был по причине отсутствия изделий медицинского назначения в аптечном учреждении. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить А*** Р.Р. изделиями медицинского назначения: *** в количестве 1 упаковка, по рецепту от 07 августа 2017 года, а также обязать ответчика обеспечивать А*** Р.Р. изделиями медицинского назначения в соответствии с выписанными лечащим врачом бесплатными рецептами.

Суд привлек к участию в деле законного представителя А*** Р.Р. – Ахметову Р.Ф., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «УльяновскФармация», Министерство финансов Ульяновской области, государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», врача названного учреждения Новикову О.Ю. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Просит учесть, что дальнейшее обеспечение несовершеннолетнего медицинскими изделиями осуществляется. Полагает, что необеспечение А*** Р.Р.  медицинскими изделиями по рецепту от 7 августа 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, медицинские показания могут измениться и А*** Р.Р., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В возражениях на жалобу прокурор Засвияжского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включены лица, страдающие заболевание «***», которые подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами, ***, ***, «***» ***, ***, ***.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний А*** Р.Р. является ребенком-инвалидом, имеет диагноз «***», в связи с чем нуждается в постоянном контроле ***.

07 августа 2017 года лечащим врачом А*** Р.Р. был выписан рецепт для бесплатного приобретения изделий медицинского назначения - *** в количестве 1 упаковка.

Указанный выше рецепт обеспечен не был.

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению А*** Р.Р. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения А*** Р.Р. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение А*** Р.Р. медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении медицинских изделий может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, так как в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах, медицинских изделиях.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить А*** Р.Р. медицинскими изделиями по  конкретному рецепту врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится А*** Р.Р.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 ноября 2017 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи