Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 17.04.2018, опубликован на сайте 23.04.2018 под номером 72646, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, обязании обеспечения своевременного оформления рецептов и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                  Дело № 33-1511/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 17 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 января 2018 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского  района Ульяновской области в интересах Кашапова   Ахата   Фархутдиновича к Министерству здравоохранения,  семьи   и  социального благополучия Ульяновской области   удовлетворить.

Признать  незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи   и  социального благополучия Ульяновской области  по обеспечению Кашапова   Ахата   Фархутдиновича  медицинскими изделиями – ***, ***, ***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи   и  социального благополучия Ульяновской области  обеспечить Кашапова Ахата Фархутдиновича   медицинскими изделиями – ***, ***,*** (  по  рецепту   от   08.11.2017  года  и  рецептам  от 08.12.2017  года) в объеме, установленном  в соответствии с медицинскими показаниями.

В удовлетворении требований  прокурора Цильнинского района Ульяновской области к Акционерному обществу «УльяновскФармация»,  Государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница»  отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Цильнинского  района Ульяновской области обратился в суд с иском  в интересах  Кашапова   Ахата   Фархутдиновича  к Министерству здравоохранения, семьи  и  социального  благополучия  Ульяновской области, ГУЗ «Большенагаткинская РБ», АО «УльяновскФармация» о признании бездействия незаконным, обязании  обеспечения своевременное оформление рецептов  на    медицинские  изделия в соответствии с медицинскими показаниями, указав, что в ходе прокурорской проверкой установлено нарушение права Кашапова   Ахата   Фархутдиновича  на льготное лекарственное обеспечение.

Кашапов   А.Х., ***  года рождения,   с  2004   года  состоит на учете с заболеванием   «***», а  с  2007   года  с заболеванием   «***»,  в  связи   с  этим   он нуждается в   лекарственных   препаратах: ***, ***, изделиях медицинского назначения  ***.

08.11.2017  Кашапову   А.Х. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная  больница» были  выписан рецепт   №10  789  серии  731774  на  получение   лекарственного   препарата ***.

08.12.2017  Кашапову   А.Х. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная  больница» был  выписаны рецепты   на  получение   лекарственных   препаратов:  ***, ***, а также ***.

Однако, в аптечном пункте АО «УльяновскФармация», расположенном по адресу: ул. Т***, д. ***, с. Б*** Ц*** района У*** области, в выдаче медицинских изделий по рецептам врача     Кашапову  А.Х. было отказано по причине их отсутствия.

Прокурор считает, что  гарантированное законом право  Кашапова   А.Х.  на льготное лекарственное обеспечение было нарушено в результате бездействия ответчиков. В связи с чем,   просит  признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи  и  социального  благополучия  Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская РБ» по обеспечению  Кашапова  А.Х.   вышеуказанными медицинскими препаратами и изделиями; обязать ГУЗ «Большенагаткинская РБ» обеспечить своевременное оформление рецептов    Кашапову  А.Х.  на  медицинские препараты ***, *** и ***   в соответствии с медицинским показаниями.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи  и  социального  благополучия  Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» обеспечить   Кашапова   А.Х, медицинскими препаратами: ***, ***, *** в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением Ульяновского районного суда Ульяновской области, просит его отменить, и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. 

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат *** («***») и *** («***»), а так же медицинские изделия –  «***» (***), согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Всего в 2017 году Кашапов А.Ф. был обеспечен лекарственными препаратами по бесплатным рецептам на сумму 29 129,74 руб. Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Кашапова А.Ф. данными медицинскими изделиями. Обращает внимание, что назначение и выписывание рецептов на  лекарственные препараты в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что не обеспечение Кашапова А.Ф. лекарственными препаратами по вышеперечисленным рецептам возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Отмечает, что Министерство не может профинансировать обеспечение данными лекарственными препаратами Кашапова А.Ф.  в связи с завершением 2017 финансового года. Полагает, что прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Отмечает, что медицинские показания могут измениться и Кашапов А.Ф., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 января 2018 года оставить без изменения, жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Кашапов А.Ф., *** года рождения, является инвалидом ***  группы по заболеваниям – «***, ***».

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами и средствами медицинского назначения за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Кашапову А.Ф. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная  больница» 08.11.2017, 08.12.2017 были  выписаны рецепты на получение  лекарственных средств: ***, ***, а также ***.

Однако указанными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения Кашапов А.Ф. по рецептам от 08.11.2017, 08.12.2017  до настоящего времени не обеспечен, что подтверждено представленным отчетом о получении  истцом лекарственных препаратов.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Кашапова А.Ф.  лекарственными средствами:  ***, ***, а также *** по рецептам от 08.11.2017, 08.12.2017.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Кашапова А.Ф. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами: ***, ***, а также *** было полным и невыдача указанных лекарств  Кашапову А.Ф.  по предъявленным  им рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратами ***, ***, а также *** носит постоянный характер,  соответственно обеспечение его  указанными препаратами по рецептам от  08.11.2017 и 08.12.2017  в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет ими обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Кашапова А.Ф. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Цильнинского района Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: