У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Ибрагимова
Е.А.
Дело № 33а-1470/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 17 апреля 2018 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Грудкиной
Т.М., Пулькиной Н.А.,
при секретаре
Щучкиной К.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 25
декабря 2017 года, по которому постановлено:
Административный иск
прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Лодинева Владимира
Васильевича, к администрации города Ульяновска о признании незаконным решения
межведомственной комиссии, возложении обязанности рассмотреть вопрос о
признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу - удовлетворить.
Признать незаконным
заключение межведомственной комиссии № 63 от 26 октября 2017 года в отношении
жилого дома по ул. Р***, д. *** в г. У***.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на заседании
межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного
жилого дома № *** по ул. Р*** в г. У*** аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение
суда оставить без изменения и вынести в адрес администрации г.Ульяновска
частное определение, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах
Лодинева В.В. об оспаривании решения межведомственной комиссии от 26 октября
2017 года.
Требования
мотивированы тем, что проведенной по инициативе собственников жилых помещений в
многоквартирном жилом доме № *** по ул. Р*** в г. У*** экспертизой установлено,
что стены, перекрытия, фундамент указанного жилого дома находятся в
недопустимом состоянии, представляющем опасность для пребывания людей. В этой
связи собственники указанного жилого дома обратились в администрацию г.
Ульяновска с заявлением о признании многоквартирного жилого дома аварийным,
подлежащим сносу. Заключением межведомственной комиссии от 26 октября 2017 года
№ 63 в отсутствие подтверждающих документов и без проведения дополнительного
обследования указанный дом был признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Заключение межведомственной комиссии мотивированного обоснования принятого
решения не содержит. Совершенные администрацией г. Ульяновска неправомерные
действия грубым образом нарушают жилищные права Лодинева В.В., являющегося
инвалидом ***.
В связи с этим прокурор просил признать заключение
межведомственной комиссии от 26 октября 2017 года № 63 о признании жилого дома
по ул. Р***, д. *** в г. У*** аварийным и подлежащим реконструкции незаконным;
обязать администрацию г. Ульяновска рассмотреть на межведомственной комиссии
вопрос о возможности признания жилого дома по ул. Р***, д. *** в г. У***
аварийным и подлежащим сносу.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация
города Ульяновска не соглашается с решением, просит его отменить как незаконное и
необоснованное, принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает на то, что признание помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, относится к исключительной компетенции
межведомственной комиссии, которая является коллегиальным органом. Заявление от
заинтересованного лица со всеми
документами поступает не в орган местного самоуправления, а в
межведомственную комиссию, которая самостоятельно в рамках собственной
компетенции рассматривает заявление и принимает по нему решение.
В данном случае
комиссия рассмотрела вопрос о возможности признания дома № *** по ул. Р*** в г.У*** и приняла решение. Именно
межведомственная комиссия является надлежащим ответчиком по делу. Администрация
г.Ульяновска ответчиком по делу являться не может, поскольку не наделена
полномочиями по рассмотрению вопросов о признании жилого дома
Кроме того, согласно письму Управления по охране объектов культурного наследия администрации
Губернатора Ульяновской области от 07.07.2017, здание, расположенное по адресу:
ул. Р***, д. ***, является объектом, обладающим признаками объекта культурного
наследия, без предварительного проведения историко-культурной экспертизы его
снос запрещён.
В судебное заседание не явились Лодинев В.В., представители
администрации г.Ульяновска, Управления по охране объектов культурного наследия
администрации Губернатора Ульяновской области. О месте и времени рассмотрения
дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия приходит к следующему.
Частью 4
статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано
непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены
Правительством Российской Федерации.
Требования к жилому помещению, порядок
признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым
жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности
многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №
47.
В ходе рассмотрения дела установлено, что одноэтажный 2х-квартирный
жилой дом по ул. Р***, ***, возведен в 1917 году. Лодинев В.В., *** года рождения, являющийся инвалидом ***, проживает и
зарегистрирован в квартире № *** указанного жилого дома. Квартира находится в
муниципальной собственности.
В ноябре 2014 года
ООО «Бест-проект» провело обследование основных несущих конструкций указанного
дома. Согласно техническому заключению ООО «Бест-проект» в целом техническое
состояние конструкций объекта на момент обследования может характеризоваться
как недопустимое (категория технического
состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом,
характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатации характеристик,
при котором существует опасность для пребывания людей и сохранность
оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление
конструкций). Строение не отвечает требованиям существующих строительных норм и
правил и представляет опасность для людей. Учитывая моральный и физический
износ здания, решение по капитальному ремонту с восстановлением несущих
конструкций или сносу здания решается после технико-экономического обоснования.
Жильцы указанного
дома неоднократно обращались в администрацию г.Ульяновска с заявлениями о
признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания и подлежащим
сносу. Однако данный вопрос разрешен не
был.
Решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 22 апреля 2015 года были удовлетворены требования прокурора:
признано незаконным решение межведомственной комиссии от 29 сентября 2014 года
№ 35, которым собственникам помещений указанного многоквартирного дома
предложено представить ряд документов. На администрацию г.Ульяновска возложена
обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос в отношении дома по
ул. Р***, *** в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Решением Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2017 года по иску прокурора Ленинского
района г. Ульяновска в интересах
Лодинева В.В. было признано незаконным
заключение межведомственной
комиссии № 30 от 28 мая 2015 года. На администрацию города
Ульяновска возложена обязанность рассмотреть вопрос о возможности признания
многоквартирного жилого дома №*** по ул. Р*** в г. У*** аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции.
Во исполнение
решения суда от 27 июня 2017 года
межведомственная комиссия, рассмотрев техническое заключение ООО «Бест-проект», письмо Управления по
охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской
области от 07 июля 2017 года приняла 26
октября 2017 года заключение о выявлении оснований для признания
многоквартирного дома № *** по ул. Р*** в Л*** районе г. У*** аварийным и
подлежащим реконструкции в соответствии с п.33 установленным в Положении требованиям:
наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не
позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения
в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отдельными частями здания
эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня
надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и
оснований.
При рассмотрении
дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности
указанного решения межведомственной комиссии.
Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура
проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении
требованиям. Установлено, что решение комиссии в части выявления оснований для
признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
может основываться только на результатах, изложенных в заключении
специализированной организации, проводящей обследование.
В соответствии с п. 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить
дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к
документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В данном
случае межведомственная комиссия, рассмотрев техническое заключение ООО
«Бест-проект», установившее, что жилой дом № *** по ул.Р*** находится в
недопустимом техническом состоянии, при котором существует опасность для
пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных
мероприятий и усиление конструкций), пришла к выводу о реконструкции указанного
дома. При этом никакого дополнительного обследования дома, учитывая, что
заключение ООО «Бест-проект» составлялось по состоянию на 2014 год,
дополнительно не проводилось. Также не проводилось технико-экономического
обоснование проведения капитального ремонта или сноса дома. Никаких иных
документов, кроме заключения ООО «Бест-проект», которые обосновывали бы
принятое комиссией решение, не имеется.
Довод апелляционной
жалобы о том, что решение о сносе дома № *** по ул. Р*** в г.У*** не может быть
принято без предварительного проведения историко-культурной экспертизы, поскольку
указанный дом обладает признаками объекта культурного наследия, не
свидетельствует о законности принятого межведомственной комиссией решения.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального
закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится до
начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных,
земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ,
осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на
объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного
наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и
(или) до утверждения градостроительных регламентов.
Согласно п. 2
указанной статьи заказчик работ, подлежащих историко-культурной
экспертизе, оплачивает ее проведение.
В соответствии с п. 2.1 ст. 31 Федерального
закона № 73-ФЗ организация проведения историко-культурной экспертизы
осуществляется охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы,
необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа
государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или
органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 32
указанного Федерального закона предусмотрено, что заключение историко-культурной экспертизы
является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов
культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1
статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных
решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении
объектов, указанных в статье 30
настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в
отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование
целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ
территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета
охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного
объекта в реестр.
В данном случае при поступлении в
администрацию г.Ульяновска сведений о том, что многоквартирный жилой дом по ул.
Р***, *** в г.У*** обладает признаками объекта культурного наследия,
администрация г.Ульяновска для решении
вопроса о признании указанного дома, являющегося муниципальной собственностью,
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, должна была организовать
проведение историко-культурной
экспертизы, чего в данном случае сделано не было.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация
г.Ульяновска не является надлежащим ответчиком по делу, является не
состоятельным.
Согласно п. 7 Положения оценка и обследование
помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным
(непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях
признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются
межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет
соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении
требованиям.
Орган местного самоуправления создает в
установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда
Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной
собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за
исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1)
настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа
местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо
указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также
представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного
надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и
надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной
безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы
государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации
объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других
муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители
органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций,
эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений
экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В данном случае межведомственная комиссия
утверждена постановлением администрации г.Ульяновска от 29 июня 2017 года №
1577, не является юридическим лицом, а представляет собой коллегиальный орган,
созданный администрацией г.Ульяновска. Таким образом, ответственность за
принятие указанным коллегиальным органом решения несет именно администрация
г.Ульяновска.
Учитывая, что решение суда принято в
соответствии с положениями действующего законодательства, оснований для его
отмены не имеется.
Руководствуясь
статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 25
декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: