Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении вакциной
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 20.04.2018 под номером 72575, 2-я гражданская, о понуждении к организации и обеспечению вакцинами, организации и осуществлению вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Андреева Н.А.                                                                Дело № 33а-1367/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  10 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Быковой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Сальникова А.А., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» Сидоровой Е.В., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России), в котором просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года, обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года.

В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе в части проведения профилактических прививок лиц, подлежащих призыву на военную службу, выявлено, что призывники из г. Димитровграда были отправлены на военную службу без проведения необходимых прививок. Не проведение вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, может повлечь массовое заражение военнослужащих различные инфекциями, что создает предпосылки для возникновения очагов заболеваемости и, как следствие, срыва выполнения служебных задач по несению боевого дежурства.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Военный комиссариат гимитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по Ульяновкой области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области.

Рассмотрев административный иск по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Указывает на отсутствие правовых оснований для возложения на Министерство обязанности по обеспечению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами. В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона осуществление иммунопрофилактики обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 156 утверждены Правила использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках Национального календаря профилактических прививок и Правила передачи иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках Национального календаря профилактических прививок федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации и ФМБА России, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России  оказывает медицинскую помощь городу Димитровграду и не является учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. То есть, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России находится в ведении ФМБА России, которое, в свою очередь, подчиняется Министерству здравоохранения Российской Федерации. Согласно Уставу КБ № 172 ФМБА России финансовое обеспечение и субсидирование учреждения в порядке, установленном бюджетным законодательством, относится к компетенции ФМБА России. Таким образом, ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России и Министерство финансируются из бюджетов различных уровней, а именно: ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России из федерального бюджета, а Министерство из регионального бюджета. В целях разграничения предметов ведения и расходных обязательств частью 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен запрет для органов государственной власти субъекта РФ исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти. Указывает, что судом не привлечены к участию в деле ФМБА России, Министерство здравоохранения РФ, Министерство финансов Ульяновской области, чьи права могут быть затронуты принятым по делу решением.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», прокурор города Димитровграда, ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не соглашаются с доводами апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене принятого по делу решения по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием к отмене решения суда.

Как усматривается из материалов дела, прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы.

Решением суда обязанность организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России данными вакцинами возложена на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Однако, судом не принято во внимание, что согласно Уставу ФГБУЗ КБ       № 172 ФМБА России функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляются ФМБА России. В своей деятельности ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами ФМБА России и Уставом.

В силу указанного, принятие судом решения без привлечения к участию в деле ФМБА России и Министерства Здравоохранения российской Федерации нельзя признать законным.

Таким образом, решение суда подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области             от 09 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 декабря 2017 года отменить, дело направить в городской суд на новое рассмотрение.

 

Председательствующий         

 

Судьи: