Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Начисление платы за тепловую энергию
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 19.04.2018 под номером 72573, 2-я гражданская, о призании незаконными действия МКП КОМХОЗ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лапшова С.А.                                                                Дело № 33-1417/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 10 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П.  и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фаловой Галины Васильевны на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 18 января 2018 года,  по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Фаловой Галины  Васильевны  к муниципальному казенному предприятию  «КОМХОЗ» муниципального образования   Чуфаровское городское поселение   Вешкаймского района  Ульяновской области  о признании незаконными действий  по начислению платы за тепловую энергию по общедомовому счетчику, исключении из реестра получателей услуги по теплоснабжению, взыскании судебных расходов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Фаловой Г.В., подержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя МКП «КОМХОЗ» Ахтямовой Н.А., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Фалова Г. В. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному предприятию  «КОМХОЗ» муниципального образования   Чуфаровское городское поселение   Вешкаймского района  Ульяновской области (далее -  МКП «КОМХОЗ») о признании незаконными действий  по начислению платы за тепловую энергию по общедомовому счетчику, исключении из реестра получателей услуги по теплоснабжению и отоплению мест общего пользования, взыскании судебных расходов.

Требования мотивировала тем, что в соответствии с  рабочим проектом       газоснабжения   дома ***, на основании постановления Администрации от 21.01.2010 № ***, которым была утверждена схема теплоснабжения многоквартирных жилых домов в ***, постановления Администрации  от 06.09.2011 № 82 «О согласовании переустройства жилых помещений» в ее квартире  в 2011 году был установлен индивидуальный газовый котел. С момент установки газового котла  коммунальную услугу по теплоснабжению от центральной котельной она не получает. На протяжении  шести  отопительных сезонов начисление  за отопление прежней теплоснабжающей организацией МУП «Тепловик» ей не производилось. 

Вместе с тем с 01.01.2017 МКП «КОМХОЗ», не являющееся правопреемником МУП «Тепловик», начисляет ей оплату за услугу по теплоснабжению, применяя при этом п. 2(1), п. 3 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

С данными действиями ответчика истица не согласна, поскольку переоборудование системы отопления квартиры произведено ею в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ. Услугой по отоплению от центральной системы отопления она не пользуется, в связи с  чем не должна её оплачивать.

Полагает, что ее ситуация  отличается от той, что предлагается в п. 2(1) и п.3 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Указывает на то, что применение вышеуказанных Правил по определению размера платы за коммунальную услугу «отопление» в совершенно разных ситуациях по одной и той же формуле, на общих основаниях, при условии, что другой формулы  не существует, противоречит нормам ч. 1 ст. 26 ЖК РФ.

Доказательством того, что она не получает  от МКП «КОМХОЗ»  услугу по отоплению квартиры  являются: отсутствие заключенного с ней договора на теплоснабжение,  отсутствие актов    на подключение  отопительных батарей  в ее квартире  к общей системе  отопления дома после согласованного их отключения.

Счета на оплату тепловой энергии, израсходованной на отопление мест общего пользования,  теплоснабжающая организация ей также  не  выставляла.

Кроме того, истица указывает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставленных потребителю исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего, за истекший расчетный период, за который производится оплата. Счет на оплату за октябрь  2017 года она  должна была получить в первых числах ноября, но его  не получала, что является нарушением со стороны МКП «КОМХОЗ».

В технической документации на все многоквартирные дома р.п. Чуфарово, строящиеся в Советское время хозспособом, не содержится сведений о системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, поэтому определить нормативные параметры поверхности нагрева приборов отопления, в целом дома, не возможно.

В тоже время, Техническими условиями газоснабжения многоквартирных домов в р.п. Чуфарово, предусмотрена возможность установки поквартирных газовых котлов.

Отключение от центрального отопления ее квартиры проводилось не самовольно, а с разрешения вышеперечисленных организаций, включая и теплоснабжающую организацию МУП «Тепловик».

Переоборудование  ее квартиры не ущемляет   права собственников жилых помещений.

Отключенные от центрального отопления радиаторы к общему имуществу дома не относятся, так как обслуживают ее  квартиру, а к общему имуществу дома относятся только транзитные трубы в ее квартире, подающие тепло в другие, не отключенные от центрального отопления квартиры, тем самым не нарушается работа общей системы отопления дома. Хотя подтверждающих документов, о закреплении за домом, общего имущества нет, но условно установлено, что системы отопления, водоснабжения и водоотведения относятся к общему имуществу дома, за исключением энергопринимающих устройств.

Также истица указывает, что не может поддерживать  нормативную температуру в квартире за счет смежных квартир, отапливающихся от центральной котельной.

Ответчик предоставляет ей к оплате сумму наравне с плательщиками, отапливающихся квартир от центрального отопления, хотя технические потери от стояков не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга в полном объеме. Тем более, в соответствии с актом проверки соблюдения температурного режима в квартире № *** в доме № *** по ***, указано, что стояки центральной системы отопления дома, проходящие через ее квартиру, заизолированы теплоизоляционными материалами заводского производства, и отдачи тепла от них нет.

Возможность подключения радиаторов отопления квартиры к системе центрального отопления в квартире отсутствует.

Ответчиком не может быть представлено доказательств  того, что установка газового котла в ее квартире нарушает права и законные интересы других собственников многоквартирного дома, и проведенные работы привели к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, нарушению противопожарных устройств.

Доказательства того, что при изолированном трубопроводе тепловыделение от транзитных труб достаточно для отопления её квартиры без установки дополнительного оборудования, отсутствуют.

По закону «О защите прав потребителей» нельзя навязывать услугу, если потребитель в ней не нуждается, тем более, навязываемая услуга гораздо дороже и менее качественная, чем та, которую она получает другим способом.

МКП «КОМХОЗ» своими действиями  снижает реальную плату пользователей услуги по теплоснабжению за фактически полученное ими тепло от центральной котельной.

К оплате потребителям тепловой энергии от центральной котельной, предоставляются потери, связанные с подачей горячей воды от котельной по трубам теплотрассы до ввода в дом. Эти потери  заложены в тариф и они составляют 1 37 Гкал на сумму 261,9 т.р. за сезон.

Технические потери, связанные с распределением тепла внутри дома в тариф не заложены и плательщиками не оплачиваются. Это говорит о том, что права других собственников жилья, в плане оплаты, не ущемлены. Они так же не платят за потери тепла в подвале и в стояках. Кроме того в подвале если по проекту не предусмотрено отопление,  для снижения потерь трубы должны быть заизолированы и не отдавать тепло в подвал.

Потери тепловой энергии при транспортировке к дому не сопоставимы с потерями в ее квартире от стояков общего пользования, так как имеет место тот факт, что надземный участок теплотрассы от котельной до многоквартирного дома практически не заизолирован.

Истица указывает, что  лестничные клетки получают тепло за счет выделения его из квартир, как с центральным отоплением, так и от квартир с индивидуальными котлами. В подъезде на входе стоит одна маленькая чугунная батарея из пяти секций на пять этажей и температура на лестничных площадках в зимнее время бывает ниже 12 градусов, а такая температура помещения не дает права на взимание платы за отопление.

В связи с этим  истица просила (с учетом уточнения исковых требований в ходе судебного заседания) исключить её из  реестра получателей  услуги по теплоснабжению   и отоплению мест общего пользования  квартиру № *** дома №*** по ул.  ***  в р. п. *** с 1 октября 2017 года;  признать  незаконными действия МКП «КОМХОЗ»   по начислению платы  за тепловую энергию  по общедомовому счетчику  учета тепловой энергии с октября 2017 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Фалова Г.В. просит об отмене решения суда. Приводит доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Дополнительно указывает на несостоятельность ссылки в решении суда на решение суда от 2016 год, поскольку данное решение принято в отношении предыдущей теплоснабжающей организации МУП «Тепловик» и по иску собственников только одной квартиры многоквартирного дома.

Не отрицает своей обязанности по оплате отопления на общедомовые нужды. Вместе с тем отсутствие законодательно закрепленной формулы расчета оплаты тепловой энергии на общедомовые нужды не является основанием для отказа в удовлетворении её исковых требований.

В судебное заседание не явились представители ООО «Жилье», МУ администрация МО «Чуфаровское городское поселение» Вешкамского района Ульяновской области, ООО «Газпроммежрегионгаз Ульяновск». О дате и времени рассмотрения дела  извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившхся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что истица  является собственником квартиры, расположенной по адресу: ***.

Услуги по теплоснабжению многоквартирного  дома, в котором находится принадлежащая истице квартира, оказывает муниципальное  казенное предприятие «КОМХОЗ».

Многоквартирный дом  №*** по *** в ***   оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.  Не все жилые или нежилые помещения указанного дома оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Согласно  сведениям   ООО «Жилье»,  в  доме №***  по ***  из *** квартир  *** перешли на  индивидуальное газовое отопление.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что  в квартире истице с 2011 года  установлено индивидуальное газовое отопление. В связи с  этим услугами центрального отопления истица не пользуется.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии у истицы обязанности оплачивать услуги центрального отопления по нормам, установленным действующим законодательством, поскольку иного порядка расчета оплаты за отопление не предусмотрено.

Согласно п.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:  плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;  взнос на капитальный ремонт;  плату за коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 157  Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В силу п. 40 Правил  потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Проверяя законность указанной нормы, Верховный Суд РФ указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении (решение Верховного Суда РФ от 07.05.2015 N АКПИ15-198, апелляционное определение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 N АПЛ15-330).

Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд РФ сделал на основании анализа, в том числе, ч. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.

Отсутствие (демонтаж) приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором проживает истица, оборудован   коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, расчет платы за тепловую энергию производится по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 п. 42/ (1) Правил).

Согласно указанным формулам расчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме  рассчитывается исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом,  и общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Исключение из общей площади  всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме площади квартир, перешедших на индивидуальное отопление, законодательством не предусмотрено.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.10.2014 № 22588-ОД/04 разъяснено, что определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, не предусмотрено. Соответственно, по мнению Минстроя России, плата за коммунальную услугу по отоплению в таком случае должна определяться на общих основаниях.

После перехода 12 квартир в многоквартирном доме по *** в *** на  индивидуальное отопление, МУП «Тепловик», предоставлявшее до 01.01.2017 жильцам указанного дома услуги по теплоснабжению, стало производить расчет платы за отопление из общей площади всего дома за исключением площади квартир, перешедших на индивидуальное отопление.  

Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 12.12.2016 (дело № 2-1324/16) по иску собственников одной из квартир указанного дома, пользующихся услугами центрального отопления, на МУП  «Тепловик» была возложена обязанность  определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире № *** указанного дома по формуле 3, указанной в приложении №*** к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исходя из размера общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Определенный указанным решением суда порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению в отношении квартиры № *** дома № *** по ***, применим для  собственников и пользователей помещений во всем многоквартирном доме.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Фаловой Г.В.

Решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не  имеется. 

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 18 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фаловой Галины Васильевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                   Судьи: