Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Кадастр
Документ от 11.04.2018, опубликован на сайте 16.04.2018 под номером 72564, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-62/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 апреля 2018 года                                                                          город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прудкина Сергея Александровича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Прудкин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 11 156,6 кв.м, расположенный по адресу: ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование – под платной автостоянкой и австоянка на 350 автомашин, общей площадью 48,8 кв.м, кадастровый номер ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.03.2015.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года    № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года была определена в размере 41 094 512 руб. 06 коп., исходя из удельного показателя 5-ой группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Указывает, что при проведении государственной кадастровой оценки земельный участок был ошибочно отнесен к 5-ой группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 5-ой группы видов разрешенного использования, вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 3-ей группы видов разрешенного использования.

Установление кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из 5-ой группы видов разрешенного использования повлекло нарушение его прав и законных интересов, как собственника земельного участка.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.06.2015 в кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 31 468 975 руб. 36 коп. по состоянию на 01.01.2011.

Установление решением комиссии рыночной стоимости также не устранило нарушение его прав.

С учетом уточнения административных исковых требований просит устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости кадастровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2011 года земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «КО-ИНВЕСТ», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Представитель Прудкина С.А. – Терентьева Т.Е. уточненные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что пересмотр кадастровой стоимости необходим административному истцу для целей налогооблажения.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области 
Логинова А.М. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. Считает, что административный истец уже воспользовался правом на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, избрав одно из установленных законом оснований, решением комиссии по рассмотрению споров по определению кадастровой стоимости установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости. Сведения о размере установленной решением суда кадастровой стоимости своевременно внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, не применяется, является архивной, производство по делу подлежит прекращению, поскольку административный истец приобрел земельный участок в 2015 году, с 01.01.2015 является актуальной и применяется кадастровая стоимость, установленная решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 10.06.2015. Кроме того,     Прудкин С.А. пропустил установленный законом срок обращения с настоящим административным иском.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Никитина М.И. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Указала, что в настоящее время сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленные постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», содержатся в ЕГРН со статусом «архивные», следовательно применению для целей, установленных законодательством Российской Федерации, не подлежат. В связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Представитель Правительства Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. 

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель ООО «КО-ИНВЕСТ» возражения в письменной форме не представил, заявления о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей Правительства Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО «КО-ИНВЕСТ», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – 
НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Материалами дела установлено, что Прудкину С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 11 156,6 кв.м, расположенный по адресу: ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование – под платной автостоянкой и автостоянка на 350 автомашин, общей площадью 48,8 кв.м, кадастровый номер ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.03.2015.

В кадастровой выписке вид разрешенного использования земельного участка поименован: под платной автостоянкой. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области
от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. была определена в размере 16 557 240 руб. 39 коп., исходя из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования.

10.02.2014 на основании постановления Правительства Ульяновской областиот 19.12.2013 № 613-П «О внесение изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П» в кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 41 094 512 руб. 06 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 3683,43 руб. для 5-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Ульяновской области
от 19.12.2013 № 613-П оно распространяется на правоотношения, возникшие
с 28 января 2012 года, то есть с даты вступления в силу постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года №21-П.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 10.06.2015 в кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 31 468 975 руб. 36 коп. по состоянию на 01.01.2011.

Обращаясь с административным исковым заявлением, Прудкин С.А.  указал, что при перерасчете кадастровой стоимости земельный участок был ошибочно отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 5-й группы разрешенного использования в размере 3683,43 руб. за кв.м, вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (далее – Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 (в действующей на момент оценки редакции, далее – Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3) и «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Согласно данным кадастрового паспорта вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** определен – под платной автостоянкой.

Поскольку земельный участок представляет собой самостоятельный объект недвижимости с разрешенным использованием под платной автостоянкой, то вывод оценщика ООО «КО-ИНВЕСТ» об отнесении этого земельного участка к 5-й группе видов разрешенного использования ошибочен. Земельный участок не используется для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 41 094 512 руб. 06 коп. исходя из 5-й группы видов разрешенного использования повлекло нарушение прав и законных интересов Прудкина С.А. как плательщика земельного налога.

Допущенная ошибка подлежит исправлению в порядке статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Установление решением комиссии кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости также не устранило нарушение прав Прудкина С.А. поскольку пересмотр кадастровой стоимости, отнесенной к архивным сведениям, исходя из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования, влечет снижение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с установленной рыночной. Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об устранении реестровой ошибки является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление Прудкина Сергея Александровича удовлетворить.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2011 года земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** ***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              Н.В.Зуева