Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Скотомогильник
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 16.04.2018 под номером 72549, 2-я гражданская, об обязании поставить на учет в качестве объекта гос. собственности субъекта РФ объект недвижимого имущества- сибиреязвенный скотомогильник, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Карабанов А.С.                                                                     Дело № 33а-1276/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         03 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Зуевой Н.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2017 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области  удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ульяновской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве объекта государственной собственности Ульяновской области объекта недвижимого имущества – сибиреязвенного скотомогильника, распложенного в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага) Ульяновской области, с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м северо-западнее кладбища села Ундоры.

Обязать Правительство Ульяновской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по регистрации в установленном законом порядке права собственности Ульяновской области на объект недвижимого имущества – сибиреязвенного скотомогильника, распложенного в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага) Ульяновской области, с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м северо-западнее кладбища села Ундоры.

Обязать Правительство Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, распложенного в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага) Ульяновской области, с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м северо-западнее кладбища села Ундоры.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском  к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве объекта государственной собственности Ульяновской области объект недвижимого имущества – сибиреязвенный скотомогильник, распложенный в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага) Ульяновской области, с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м западнее кладбища села Ундоры; в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности Ульяновской области на указанный сибиреязвенный скотомогильник; в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника; в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить санитарно-защитную зону сибиреязвенного скотомогильника.

Иск мотивирован тем, что в ходе проведения проверки установлено, что сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага), с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м западнее кладбища с. Ундоры, является бесхозяйным.

В то же время, сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага), должен находиться в собственности субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области управляет и распоряжается государственной собственностью Ульяновской области в соответствии с законами Ульяновской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ульяновской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В деятельности Правительства Ульяновской области также имеются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В нарушение указанной нормы не разработан проект санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника.

Судом к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц администрация МО «Ульяновский район», Управление Росррестра по Ульяновской области, Агентство ветеринарии Ульяновской области.

Представители Правительства Ульяновской области, Агентства ветеринарии Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управления Росррестра по Ульяновской области, администрации МО «Ульяновский район» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области росит решение  суда отменить.

Указывает, что из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04 марта 2011 года № 09/003/2011-415 следует, что спорный скотомогильник принят на учет муниципальным образованием «Ульяновский район» Ульяновской области.

Считает, что в ходе рассмотрения административного дела прокурором не было представлено документов, подтверждающих изъятие спорного скотомогильника из собственности муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

Обращает внимание, что спорный сибиреязвенный скотомогильник полностью обустроен в соответствии с законодательством. Так как, спорный скотомогильник уже поставлен на учет на основании заявления от 16.02.2011 №09/0032011-415, поданного в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, мероприятия по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника должны проводится собственником данного скотомогильника, то есть администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

Согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» сибиреязвенные скотомогильники относятся к I классу опасности с санитарно-защитной зоной 1000 метров. Для установления точных границ сибиреязвенного скотомогильника, в соответствии с установленной процедурой, необходимо провести комплексные лабораторно-диагностические исследования проб почвы, отобранных с границы скотомогильника и прилегающих к нему территорий, провести анализ данных заболеваемости людей и животных сибирской язвой, архивных документов.

Данные мероприятия осуществляются Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской власти по заявлению собственника скотомогильника, то есть по заявлению муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В силу статья 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Постановлением Правительством Ульяновской области от 17 июля 2013 года № 302-П утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области (далее – Порядок).

Пункт 1.2 Порядка устанавливает последовательность проводимых на территории Ульяновской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен.

Пунктом 1.3 Порядка предусмотрено, что под неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли площадью не менее 600 кв.м, имеющих одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.

Согласно п. 1.4 Порядка его требования не распространяются, в том числе на земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники).

Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, учитывая, что сибиреязвенный скотомогильник не подлежит ликвидации по сроку использования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на Правительство Ульяновской области обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в качестве объекта государственной собственности Ульяновской области недвижимого имущества – сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага), с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м западнее кладбища с. Ундоры; в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по регистрации в установленном законом порядке права собственности Ульяновской области на сибиреязвенный скотомогильник.

Согласно п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, скотомогильники относятся к I классу опасности и для них установлен ориентировочный размер санитарно-защитной в радиусе 1000 м.

Согласно п. 3.1 СанПиН разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Пунктом 4.2 СанПиН предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российское Федерации на основании заявления собственника с приложением предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны и оценки риска здоровью населения.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены административные исковые требования и в части возложении обязанности на Правительство Ульяновской области, как собственника скотомогильника, принять меры по разработке проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, скотомогильника, расположенного в с. Ундоры Ульяновского района (в районе Малинового оврага), с кадастровым номером 73:19:010101:1000, 400 м западнее кладбища с. Ундоры.

Ссылки в жалобе на то, что спорный объект является собственностью муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения, поэтому отмену постановленного по делу решения он повлечь не может.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи