Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Приговор суда по ч.2 ст.162 УК РФ изменён
Документ от 11.04.2018, опубликован на сайте 20.04.2018 под номером 72515, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.2 УК РФ: ст. 162 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Костычева Л.И.                                                                        Дело № 22-623/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          11 апреля  2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Малышева Д.В.,

судей Кабанова В.А. и  Геруса М.П.,

с участием прокурора  Скотаревой Г.А.,

осужденных Дробницы А.Г. и Дробницы В.Г.,

их защитников  в лице  адвокатов    Ахметовой Э.Р.  и  Демуры Н.В.,  

при секретаре  Абрамовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционным жалобам осужденных Дробницы А.Г. и Дробницы В.Г., их защитников адвокатов Ломановской Е.В. и Демуры Н.В., апелляционному представлению государственного обвинителя - прокурора Кузоватовского района Ульяновской области Логинова Д.А.  на приговор  Новоспасского районного суда Ульяновской области  от  06 февраля 2018 года, которым

 

ДРОБНИЦА Александр Геннадьевич,

***:

29 марта 2017   года   по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ,  п. «г», ч.2  ст. 158  УК РФ, ч.3 ст. 69 УК РФ  окончательно к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 3 года. Постановлением от 10.10.2017 условное осуждение отменено, направлен в исправительную колонию на срок 3 года;

24 октября 2017 года по  п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы. На  основании ст. 70 УК РФ окончательно к 3 годам 6 месяцам лишения свободы,

 

осужден по ч.2  ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5 лет.

На основании ч.5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных по настоящему приговору и приговору от 24 октября 2017 года,  постановлено окончательно назначить  6 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

 

ДРОБНИЦА Виталий Геннадьевич,

***,

29 марта 2017  года по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, условно с испытательным сроком  в 2 года 6 месяцам. Постановлением от 10.10.2017 условное осуждение отменено, направлен в исправительную колонию на срок 2 года 3 месяца;

24 октября 2017 года по  п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы. На  основании ст.70 УК РФ окончательно к 2 годам 8 месяцам лишения свободы,

 

осужден по ч. 2  ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев.

На основании ч.5 ст.69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных по настоящему приговору и приговору от 24 октября 2017 года,  постановлено окончательно назначить 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Судом постановлено: исчислять обоим осужденным  срок отбытия наказания с 06 февраля 2018 года; меру пресечения Дробнице А.Г. и Дробнице В.Г. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключения под стражу;  зачесть в  срок отбытия наказания  отбытое наказание  по приговору от 24.10.2017 в период с 24 октября 2017 года по 05 февраля 2018 года; постановлено взыскать с Дробницы В.Г. и Дробницы А.Г. солидарно в пользу З*** Р.М. в возмещение материального ущерба 5 000 руб.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., выступления участников процесса,  судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Дробница А.Г. и Дробница В.Г.  признаны виновными  и осуждены за  разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества,  совершенный с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения такого насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия.

 

Преступление  ими  было  совершено 05 октября 2017 года  в период времени с 12 до 17 часов в с.Ш***  в отношении потерпевших  Н*** Н.В. и З*** Р.М. при обстоятельствах подробно изложенных в  описательно-мотивировочной части приговора.

 

В апелляционном  представлении государственный обвинитель Логинов Д.А.,   не соглашаясь с приговором, считает его незаконным, необоснованным  и не отвечающим требованиям ст.297 УПК РФ.

Полагает, что с учетом отмены 10 октября 2017 года условного осуждения   по приговору 29 марта 2017 года в срок отбытия  наказания осужденным, необходимо было зачесть  время содержания под стражей по предыдущему приговору  с 10 октября 2017 года  по 05 февраля 2018 года.

Кроме того, считает, что назначив  Дробнице А.Г. и Дробнице В.Г. наказание, приближенное к минимальному размеру, суд не в полной мере учел тяжесть содеянного ими и  обстоятельства преступления.

Также в приговоре суда не содержится мотивированного вывода об отсутствии основании для применения положений ст.70 УК РФ.

Просит приговор отменить и вынести новый обвинительный приговор.

 

В апелляционных жалобах осужденный  Дробница А.Г.  и адвокат Ломановская Е.В. выражают несогласие с  приговором в части назначения наказания, которое считают несправедливым и чрезмерно суровым.

Полагают, что судом не учтены в полной мере указанные в приговоре смягчающие наказание обстоятельства, дача осужденным признательных показаний, участие во всех следственных действиях, принятие попыток к заглаживанию вреда, признание вины, рассмотрение дела в особом порядке.

Считают, что поведение осужденного после совершения преступления указывает на то, что его исправление возможно без изоляции от общества, что потерпевшие  не настаивали на его строгом наказании, приняли извинения и простили, имеет родителей пенсионеров, страдающих тяжелыми заболеваниями,  сам Дробница А.Г.  также  имеет хронические заболевания.

Просят снизить наказание и назначить его с применением  ст.73 УК РФ.

 

В апелляционных жалобах осужденный  Дробница В.Г.  и адвокат Демура Н.В. также выражают несогласие с  приговором, считают его незаконным и подлежащим изменению ввиду несправедливости назначенного наказания, которое считают чрезмерно  суровым.

Обращают внимание на то, что потерпевшие не настаивали на строгом наказании подсудимых,  осужденный активно сотрудничал со следствием, вину признал, раскаялся в содеянном, просил рассмотреть дело в особом порядке, принес извинения потерпевшим, имеет родителей пенсионеров, страдающих тяжелыми заболеваниями.

Просят снизить и назначить наказание не связанное с лишением свободы.

 

В судебном заседании  апелляционной инстанции:

- осужденные  Дробница А.Г.  и Дробница В.Г., их защитники адвокаты Демура Н.В.   и  Ахметова  Э.Р.  доводы жалоб  поддержали и просили смягчить  назначенное  наказание и не возражали против  изменения приговора по доводам представления в части улучшающей положение осужденных;

- прокурор Скотарева Г.А.  обосновала  несостоятельность приведенных доводов  и предложила  приговор изменить по доводам представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления,  выслушав выступления вышеуказанных лиц, судебная коллегия считает, что обжалуемый приговор подлежит изменению.

Из представленных материалов дела следует, что приговор в отношении Дробницы А.Г. и Дробницы В.Г. постановлен судом в соответствии с главой 40 УПК РФ, то есть в особом порядке принятия  судебного решения при согласии обвиняемых с предъявленным им обвинением.

Все предусмотренные уголовно-процессуальным законом условия, при которых суд применяет такой порядок  рассмотрения дела, были соблюдены в полном объеме.

Так, ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке осужденными были заявлены добровольно и после их консультации с защитниками, что они и  подтвердили в ходе судебного разбирательства, никто из участников процесса не возражал против рассмотрения дела в указанном порядке.

Суд  первой инстанции  также убедился и в том, что  Дробница А.Г. и Дробница В.Г. осознавали как характер, так и последствия заявленных  ими ходатайств, а также понимали пределы обжалования приговора, постановленного в вышеуказанном порядке.

При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что обвинение, с которым согласились подсудимые, подтверждается собранными по делу доказательствами, а поэтому не имелось оснований для отказа в удовлетворении их ходатайств.

Правовая оценка действиям Дробницы А.Г. и Дробницы В.Г.  по ч.2  ст.162  УК РФ  органом следствия и  судом дана правильно, и она каких-либо сомнений  у судебной коллегии не вызывает.

Приговор, за исключением вносимых в него изменений, вопреки доводам представления,  в остальном  соответствует требованиям статей 299, 304, 307-309  и ч.8 ст. 316 УПК РФ, поскольку в нем содержатся описание преступного деяния, с обвинением в совершении которых согласились подсудимые, выводы суда по соблюдению условий постановления приговора в особом порядке, а также мотивированные выводы относительно назначения наказания осужденным.

При рассмотрении уголовного дела судом не допущено нарушения прав и законных интересов участников процесса, поскольку из протокола судебного заседания следует, что судебное разбирательство проведено объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства.

Все ходатайства сторон, имеющие значение для правильного разрешения дела,  судом были рассмотрены в установленном порядке,  представленные  документы были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законодательством.

Кроме того, не усматривается  нарушений требований закона, а также прав на защиту Дробницы А.Г. и Дробницы В.Г. в  ходе  предварительного  следствия и судебного разбирательства, ставящих под сомнение законность приговора.

Психическое состояние обоих  осужденных исследовано судом с достаточной полнотой, с учетом данных об их личностях и выводов судебно-психиатрических экспертиз, сомнений в их вменяемости  у судебной коллегии также не возникает.

Вопреки доводам жалоб и представления, при назначении наказания обоим осужденным суд первой инстанции надлежащим образом учитывал  характер и степень общественной опасности совершенного ими преступления,  конкретные его обстоятельства, данные о личности Дробницы А.Г. и Дробницы В.Г., влияние назначенного наказания на их исправление и условия жизни семьи, наличие смягчающих и отягчающего наказание обстоятельства, установленных в судебном разбирательстве и указанных в приговоре, в том числе и тех, на которые имеются ссылки  в апелляционных жалобах.

Так, судом обоснованно указано на наличие у обоих осужденных  таких смягчающих наказание обстоятельств как признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья  их и близких родственников, совершение действий, направленных на заглаживание вреда, причиненного потерпевшим, выразившиеся в принесении им извинений, а у  Дробницы А.Г. также и сообщение им о совершении преступления.

Также судом было учтено, что  как Дробница В.Г. на учетах не состоит, Дробница  А.Г. состоит на учете у врача-нарколога, оба они ранее судимы, привлекались к административной ответственности, допускали нарушение условий отбывания условного наказания, в связи с чем оно и было им отменено.

По месту жительства они характеризуется отрицательно, как лица, злоупотребляющие спиртными напитками.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд обоснованно  пришел  к  выводу  о  том,  что  исправление   осужденных невозможно  без  их изоляции  от  общества, в связи с чем верно  назначил  им наказание в виде лишения свободы и не назначая дополнительные виды наказания, размер которого полностью отвечает требованиям справедливости.

Не имелось и законных оснований для изменения категории совершенного осужденными преступления на менее тяжкое в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ,  с учетом обоснованного и мотивированного признания в их действиях отягчающего наказания обстоятельства предусмотренного ч.1.1 ст. 63 УК РФ - совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя.

Как следует из приговора, суд обсудил возможность  применения  при назначении наказания положений ст. 64 УК РФ, однако  оснований к этому не нашел, не находит таковых, несмотря на доводы жалоб,  и судебная коллегия,  так как каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного преступления, поведением  осужденных во время и после их совершения, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень  их общественной опасности, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.

Таким образом, все существенные по делу обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и назначения наказания, в том числе признанные смягчающими,  и на которые имеется ссылка в жалобах и  в судебном заседании апелляционной инстанции, были суду первой инстанции известны, приняты во внимание при вынесении приговора и надлежащим образом учтены судом.

Мнение потерпевших о наказании не отнесено законодателем к обстоятельствам, которые должны обязательно учитываться при назначении, а поэтому доводы жалоб в этой части не могут служить основанием к его смягчению, а также  ввиду справедливости.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит назначенное обоим осужденным наказание соразмерным общественной опасности содеянного, соответствующим личности виновным, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости, полностью отвечающим задачам  исправления и предупреждения совершения новых преступлений.

Обстоятельства, на которые государственный обвинитель ссылается в апелляционном представлении в поддержку доводов о необходимости усиления наказания Дробнице А.Г. и Дробнице В.Г.,  также были учтены судом при определении им вида и размера наказания.

Таким образом, не имеется оснований для изменения приговора путем  смягчения или усиления наказания по доводам апелляционных жалоб и представления.

Режим исправительного учреждения для отбытия наказания осужденным судом определен правильно в соответствии  с п. «б» ч.1 ст.58  УК РФ.

Заявленный гражданский иск потерпевшей З*** Р.М. судом разрешен правильно, в соответствии с требованиями статьи 1064 ГК РФ,  исходя из размера реально причиненного материального ущерба преступными действиями осужденных.

Вопрос о вещественных доказательствах  судом также разрешен правильно.

Однако приговор суда подлежит изменению по основаниям указанным в ст.389.18 УПК РФ – неправильное применение уголовного закона.

В соответствии с положениями пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должен быть указан вид и размер наказания, назначенного подсудимому за преступление, в совершении которого он признан виновным, а также окончательная мера наказания, подлежащая отбытию на основании статей 69-70 УК РФ.

Статья 70 УК РФ регламентирует назначение наказания по совокупности приговоров путем частичного или полного присоединения неотбытой части наказания по предыдущему приговору суда к наказанию, назначенному за вновь совершенное преступление.

Поскольку Дробница А.Г. и Дробница В.Г. преступление, предусмотренное ч.2 ст.162 УК РФ, совершили не только до  вынесения приговора 24.10.2017, но в период испытательного срока  при условном осуждении по приговору от 29.03.2017, то наказание осужденным  должно быть назначено  не только  по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, но  и  по правилам ст. 70 УК РФ, и чего судом сделано не было.

В связи с этим в приговор следует внести изменения, изложив его резолютивную часть в соответствии с требованиями статьи 308 УПК РФ, правильно назначив Дробнице А.Г. и Дробнице В.Г. наказание, как по совокупности преступлений, так и совокупности приговоров.

Кроме того,  с учетом применения  правил предусмотренных ст.ст.69 и 70 УК РФ, заслуживают внимание и доводы представления о необходимости зачесть в отбытый срок наказания, наказания  время содержания их под стражей  после отмены условного осуждения по приговору 29.03.2017, но  в период с 10.10.2017 по 23.10.2017, так как  остальной период уже зачтен судом в приговоре.

Иных нарушений уголовного и либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену  или изменение приговора, также  не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.26, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор  Новоспасского  районного суда Ульяновской области  от  06 февраля 2018 года в отношении Дробницы  Александра Геннадьевича и Дробницы  Виталия Геннадьевича изменить:

 

Дробнице А.Г. на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания, назначенного по  ч.2 ст.162 УК РФ, и наказания, назначенного ему за преступление, предусмотренное п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ по приговору Новоспасского   районного   суда Ульяновской области от 24 октября 2017 года, назначить   5  лет 6 месяцев  лишения свободы;

на основании ст. 70 УК РФ частично присоединить наказание, назначенное ему по приговору Новоспасского   районного   суда Ульяновской области от 29 марта 2017 года, и окончательно по совокупности приговоров назначить 6 лет лишения свободы сроком  с отбыванием в исправительной колонии общего режима;

Дробнице В.Г. на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания, назначенного у по  ч. 2 ст. 162 УК РФ, и наказания, назначенного ему за преступление, предусмотренное п. «а» ч.2 ст. 158 УК РФ по приговору Новоспасского   районного   суда Ульяновской области от 24 октября 2017 года, назначить  5   лет лишения свободы;

на основании ст.70 УК РФ частично присоединить наказание, назначенное ему по приговору Новоспасского   районного   суда Ульяновской области от 29 марта 2017 года, и окончательно по совокупности приговоров назначить 5  лет 6  месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Зачесть в  срок отбытия наказания осужденным  Дробнице А.Г. и Дробнице В.Г. время нахождения их под стражей по приговору Новоспасского   районного   суда Ульяновской области от 29 марта 2017 года в период с 10 октября 2017 года  по 23 октября 2017 года.

В остальном приговор суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы и представление – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: