Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании социальной выплаты, предоставленной на строительство жилья
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 19.04.2018 под номером 72507, 2-я гражданская, О взыскании выплаченной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шапарева И.А.                                                       Дело № 33-1384/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      03 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 января 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Ульяновский  район» Ульяновской области к  Кочурову Евгению  Юрьевичу о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Кочурова Е.Ю., полагавшего решение суда законным  и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский  район» Ульяновской области (далее – МУ «Администрация МО «Ульяновский район», Администрация) обратилось в суд с иском к   Кочурову  Е.Ю.  о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. В обоснование иска указало, что 19   августа 2015 года   Кочуров  Е.Ю.   обратился в Администрацию с заявлением о включении его в состав участников  федеральной целевой программы «Социальное  развитие  села до 2020 года». Постановлением   Администрации   от  31 августа 2015 года № 1105 Кочуров Е.Ю.  был  признан   нуждающимся   в  улучшении   жилищных  условий   и  принят   на  учет    в  качестве   такового. 26 апреля 2016  года Кочуров   Е.Ю.  получил свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, по которому ему была перечислена социальная выплата в общем размере 680 400 руб., из которых: средства федерального бюджета – 333 299 руб., средства бюджета субъекта Российской Федерации –343 699  руб., средства местного бюджета – 3402  руб. В соответствии с пунктом 12 гл. II Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - Приложения № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 № 598 (далее - Типовое положение), право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Согласно Типовому положению жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность. Согласно  п.2.3  постановления  Правительства   Ульяновской  области    от  27  мая    2014   года    №196-П  срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не может превышать  2  месяцев  со  дня   окончания  срока  действия  такого  свидетельства. Срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи   Кочурова   Е.Ю., указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, истек 26 июня 2017 года. Однако жилое помещение Кочуровым Е.Ю. в собственность всех членов семьи до настоящего времени не оформлено. МУ «Администрация МО «Ульяновский район» просило взыскать с  Кочурова Е.Ю. социальную выплату в размере 680 400 руб.

Суд привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области, муниципальное учреждение «Управление финансов МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Кочурову Е.В., Кочурову В.Е. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам  искового заявления. По мнению автора жалобы, доводы Кочурова Е.Ю. о том, что им проводились закупки строительных материалов, не свидетельствуют о последующем строительстве дома. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и привлеченных к участию в деле третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 августа 2015 года Кочуров Е.Ю. обратился в Администрацию МО «Ульяновский район» с заявлением о включении его с составом семьи три человека (сам ответчик, его супруга и несовершеннолетняя дочь, *** года рождения) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по категории «молодая семья».

Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» № 1105 от 31 августа 2015 года Кочуров Е.Ю. с указанным выше составом семьи три человека был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в программах по улучшению жилищных условий в связи с обеспечением общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

26 апреля 2016 года Кочурову Е.Ю. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 680 400 руб., в том числе 333 299 руб. – средства федерального бюджета, 343 699 руб. – средства бюджета субъекта Российской Федерации, 3402 руб. – средства местного бюджета.

Денежные средства по указанному выше свидетельству Кочуровым Е.Ю. были получены.

Поскольку документы, подтверждающие использование социальной выплаты на улучшение жилищных условий согласно условиям программы, ответчиком представлены не были, МУ «Администрация МО «Ульяновский район» обратилось в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым с учетом фактических обстоятельств дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 01 января 2018 года.

Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым  установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

Как указано в п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).

Пунктами 2.1, 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что доля собственных и (или) заемных средств граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, при использовании права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности должна составлять 30 процентов от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья (п. 2.1); срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, - не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства (п. 2.3).

Установив, что социальная выплата использована семьей истца, до настоящего времени проживающей в сельской местности, строго по целевому назначению – на строительство жилого дома, а равно тот факт, что ответчиком принимаются меры к завершению строительства, вводу жилого дома в эксплуатацию и последующему оформлению жилого помещения в собственность, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, как заявленных преждевременно.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, учитывает, что в настоящее время п.2.3  постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 30 января 2018 года № 55-П), срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, при получении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, увеличен и не может быть более 1 года со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 января 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                       Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                             

 

Судьи