Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 19.04.2018 под номером 72487, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гельвер Е.В.                                                     Дело № 33-1238/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     03 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2017 года, с учётом определения того же суда от 01 февраля 2018 года об исправлении описки,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Алеферчук Николая Николаевича  лекарственным препаратом «***» в соответствии с медицинскими показаниями.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя государственного учреждения здравоохранения «Инзенская районная больница» Журавлева И.А., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с иском  интересах Алеферчука Н.И.  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), государственному учреждению здравоохранения «Инзенская районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обосновании иска указал, что Алеферчук Н.Н. состоит на учете с диагнозом «***», в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата «***». В сентябре, октябре и ноябре 2017 года Алеферчук Н.Н. не был обеспечен данным лекарственным препаратом. Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Алеферчука Н.Н. лекарственным препаратом «***» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме и в соответствии с его диагнозом.

Суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» (***)  по соответствующему государственному контракту. Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Алеферчука Н.Н. данным лекарственным препаратом. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Указывает, что Алеферчук Н.Н. согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы был обеспечен лекарственным препаратом «***» в январе, марте, мае, июне, июле, августе 2017 года. Полагает, что необеспечение Алеферчука Н.Н. лекарственным препаратом «***» (***) по рецептам от 19 сентября 2017 года (за сентябрь 2017 года), 20 октября 2017 года (за октябрь 2017 года), 20 ноября 2017 года (за ноябрь 2017 года) возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Алеферчук Н.И. и представителей ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, третьего лица акционерного общества «УльяновскФармация», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственный препарат «***» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В данный Перечень включены инвалиды второй группы, а также заболевание «***».

Как установлено судом и следует из материалов дела, Алеферчук Н.Н. является  инвалидом *** группы, страдает заболеванием «***», в связи с чем нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата «***» («***»).

19 сентября, 20 октября и 20 ноября 2017 года лечащим врачом Алеферчуку Н.Н. были выписаны рецепты на препарат «***» («***»), которым Алеферчук Н.Н. обеспечен не был по причине отсутствия препарата в аптечных учреждениях.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Алеферчука Н.Н. бесплатно на период лечения лекарственным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Алеферчук Н.Н.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изложить абзац второй резолютивной части решения суда в иной редакции, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Алеферчука Н.Н. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 19 сентября 2017 года, 20 октября 2017 года и от 20 ноября 2017 года, поскольку из материалов дела, содержания обжалуемого судебного решения и доводов апелляционной жалобы следует, что предметом судебного разбирательства являлся вопрос о необеспечении истца лекарственным препаратом «***» по рецептам от 19 сентября 2017 года, 20 октября 2017 года и от 20 ноября 2017 года.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 13 декабря 2017 года с учётом определения того же суда от 01 февраля 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия   Ульяновской области – без удовлетворения.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Алеферчука Николая Николаевича лекарственным препаратом «***» по рецептам от 19 сентября 2017 года, 20 октября 2017 года и от 20 ноября 2017 года».

 

Председательствующий

 

Судьи