УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ибрагимова Е.А. Дело № 33-1449/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 апреля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
Председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Чурбановой
Е.В., Гурьяновой О.В.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной
жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2017 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Балкову Елену Валентиновну лекарственным препаратом *** (***) *** в
соответствии с рецептом от 27.10.2017г. серии 731728 № 49043.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Балковой Е.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение
прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
Засвияжского района города Ульяновска, действующий в интересах Балковой Е.В.
обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами.
В обоснование
исковых требований, указано, что в ходе
проведенной проверки по обращению инвалида *** группы Балковой Е.В. по вопросу льготного лекарственного обеспечения было
установлено, что Балкова Е.В. состоит на
диспансерном учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 4», нуждается в обеспечении
лекарственным препаратом *** (***), *** 1 раз в три недели. Между тем аптечным
учреждением ввиду отсутствия препарата в аптеке не был обеспечен бесплатный рецепт,
выписанный ЛПУ 27.10.2017. Просит обязать Министерство здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Балкову
Е.В. лекарственным препаратом *** (***), *** по рецепту от
27.10.2017.
Судом в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета
спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» (***) согласно
государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий
граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Балковой Е.В.
данными лекарственными препаратами. Обращает внимание, что назначение и
выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что не обеспечение
Балкой Е.В. лекарственным препаратом «***» (***) по выписанному льготному рецепту
от 27.10.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не
исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и
их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с
Министерством контракта. Отмечает, что Министерство не может профинансировать
обеспечение данным лекарственным препаратом Балкову Е.В. в связи с завершением
2017 финансового года. Отмечает, что медицинские показания могут измениться и
Балкова Е.В., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями,
лекарственными препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц АО
«УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4».
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны
здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в
оказании медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела следует,
что Балкова Е.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы по
заболеванию – ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***. С данным заболеванием
истица состоит на диспансерном учете у врача-*** ГУЗ «Городская поликлиника №4».
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты.
В соответствии с п.2 Порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим
врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего
врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра
выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном
порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных
средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785,
лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в
количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы
отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными
правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств
бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании
рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем
необходимого больному лекарственного препарата.
Балковой Е.В.
27.10.2017 был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата ***
(***) ***.
Однако указанным
лекарственным средством Балкова Е.В. по рецепту от 27.10.2017 до настоящего времени не обеспечена, что
подтверждено представленным отчетом о получении
истицей лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из
Положения о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,
к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или)
ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании
медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 года за № 661-П утверждена Территориальная
программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных
категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании
амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с
законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Балкову Е.В. лекарственным средством *** (***) *** по
рецепту от 27.10.2017.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за необеспечение Балковой Е.В. указанным
лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
контролировать наличие в аптечной сети
АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственным препаратом *** (***) *** было полным и невыдача
указанного лекарства Балковой Е.В. по
предъявленному ей рецептй произошло по
вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственным препаратом *** (***) носит
постоянный характер, соответственно
обеспечение истицы указанным препаратом
по рецепту от 27.10.2017 в текущем
году не приведет к тому, что истица будет им обеспечена свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Балковой Е.В. лекарственным препаратом по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Засвияжского района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 26 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: