Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 10.04.2018, опубликован на сайте 23.04.2018 под номером 72431, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                             Дело № 33-1476/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 10 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Герасимовой Е.Н.

судей Чурбановой Е.В., Гурьяновой О.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 января 2018 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Халимова Т.М. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.  

Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по  своевременному обеспечению Халимова Тимура  Минахметовича жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «М*** район» У*** области. 

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Халимова Тимура Минахметовича жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «М*** район» У*** области.

В удовлетворении иска прокурора Мелекесского района в интересах Халимова Т.М. к отделу опеки и попечительства администрации МО «Мелекесский район» о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Халимова Т.М. *** года рождения, обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации МО «Мелекесский район» по своевременному обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отдел опеки и попечительства Управления образования администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области обеспечить Халимова Т.М. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «М*** район» У*** области.

Требования  мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проверкой по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Халимов Т.М. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Координационного совета по защите прав несовершеннолетних от 15.09.2016 Халимов Т.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади. Согласно справкам, предоставленным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Халимов Т.М. не является собственником жилого помещения.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Халимову Т.М. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Халимов Т.М. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец Халимова Т.М. – Х***  М.Х. умер ***. Мать истца – Е*** И.П. решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 11.12.2008 лишена родительских прав в отношении сына.

На основании постановления Главы администрации МО «Мелексский район» Ульяновской области от 14.03.2008 Халимов Т.М. был передан на воспитание в приемную семью. Этим же постановлением исте3 был  включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, нуждающихся в жилой площади и поставлен на регистрационный учет для получения жилья.

В настоящее время Халимов  Т.М. зарегистрирован и проживает в жилом помещении опекуна по адресу У*** область М*** район с.Е*** ул.М*** д.*** кв.***.

Согласно справкам, предоставленным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Халимов Т.М. не является собственником жилого помещения

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской от 15.09.2016 (протокол № 13) Халимов Т.М.  включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области, действующего в интересах Халимова Т.М. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года              N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 января 2018 года оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: