УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Иванова С.Ю. Дело № 33-1316/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
03 апреля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Герасимовой Е.Н.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 01 декабря 2017 года, по
которому постановлено:
иск прокурора
Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать ГУЗ
«Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача
России В.А.Егорова г. Ульяновска» выписать Шеняеву Виктору Владимировичу
бесплатный рецепт за февраль 2017 г. на лекарственные препараты: *** на ***.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Шеняева Виктора Владимировича лекарственными препаратами *** по
рецепту от 26.07.2017, *** по рецепту от 18.08.2017, *** по рецепту от
18.08.2017, на *** по рецепту от
25.09.2017.
В остальной части
отказать.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против
доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Засвияжского района города Ульяновска
обратился в суд с иском в интересах
Шеняева В.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области (далее Министерство), ГУЗ «Центральная клиническая
медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г.
Ульяновска» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на
лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами.
В обосновании иска
указал, что проведена проверка по обращению Шеняева В.В., являющегося инвалидом
*** группы бессрочно, в ходе которой установлено, что истец состоит на учёте
в ГУЗ «Центральная клиническая
медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г.
Ульяновска» и согласно назначения лечащего врача нуждается в обеспечении
лекарственными препаратами *** (***), *** ежемесячно, *** (*** ежемесячно.
Между тем, в 2017 году льготные рецепты Шеняеву В.В. ГУЗ
«Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача
России В.А.Егорова города Ульяновска» в соответствии с назначением врачей в
полном объеме не выписывались. Так, в феврале и в марте 2017 года не были выписаны
рецепты на «***» и «***». Кроме того, в
виду отсутствия препарата в аптеке и истечения срока действия рецепта не были
обеспечены бесплатные рецепты, выписанные поликлиникой на «***», *** от
26.07.2017, 18.08.2017, на «***» (***), *** от 18.08.2017, на «***» (***), ***
от 25.09.2017.
С учётом уточненных
требований, прокурор просит обязать ГУЗ «Центральная клиническая
медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова города
Ульяновска» выписать Шеняеву В.В. бесплатные рецепты за февраль, март 2017
года на лекарственные препараты: «***», ***,
на «***» (***), ***, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обеспечить Шеняева В.В. лекарственными
препаратами «***», *** по рецептам от 26.07.2017, 18.08.2017, на «***» (***), ***
по рецептам от 18.08.2017, на «***» (***), *** по рецепту от 25.09.2017.
Определением суда к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда в части удовлетворенных
исковых требований, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством злравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области закупался лекарственный
препарат «***» (торг. наим. «***»), «***», «***» (***») согласно государственному контракту об
оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными
препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных
на территории Ульяновской области. Соответственно Министерство не
бездействовало по обеспечению Шеняева В.В. данными лекарственными препаратами.
Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в
соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести
и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются
основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.
Полагает, что не
обеспечение Шеняева В.В. лекарственным препаратом «***» по выписанным
льготным рецептам от 26.07.2017 и 18.08.2017, лекарственным препаратом «***» по
выписанному льготному рецепту от 25.09.2017 возникло по вине АО
«УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению
наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в
рамках заключенного с Министерством контракта. Согласно сведениям Региональной
медицинской информационной системы (далее – РМИС) в феврале 2017 года льготные
рецепты на лекарственные препараты «***», «***» Шеняеву В.В. не выписывались.
По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным
рецептам должно производиться лечащим врачом, который определяет степень
нуждаемости и объём необходимого больному лекарственного препарата. Отмечает,
что в феврале 2017 года Шеняеву В.В. лечащим врачом ГУЗ «ЦК МСЧ» не
выписывались рецепты на льготное приобретение лекарственного препарата «***», «***».
Полагает, что прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое
медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан
льготный рецепт. Отмечает, что медицинские показания могут измениться и Шеняев
В.В., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями,
лекарственными препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания
своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны
здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в
оказании медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела
следует, что Шеняев В.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы по ***
заболеванию (***) бессрочно.
Истец состоит на
диспансерном учете в ГУЗ «Центральная
клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России
В.А.Егорова».
В соответствии с
медицинскими показаниями Шеняеву В.В.
лечащим врачом в 26.07.2017, 18.08.2017 и 25.09.2017 выписывались рецепты на бесплатное получение
медицинских препаратов – «***» (***) , «***», «***».
В феврале 2017 года
истцу было отказано в выписке
лекарственных препаратов: «***» и «***», поскольку была заблокирована электронная система.
Нуждаемость истца в
указанных препаратах ответчиками не
оспаривалась.
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты.
В соответствии с п.2 Порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим
врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего
врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра
выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном
порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных
средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785,
лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в
количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы
отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными
правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств
бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании
рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем
необходимого больному лекарственного препарата.
Шеняеву В.В. были
выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: 26.07.2017
на «***», ***; 18.08.2017 на «***», ***; 18.08.2017 на «***», ***; 25.09.2017 на «***», ***
Однако указанными
лекарственными средствами Шеняев В.В. по рецептам от 26.07.2017, 18.08.2017,
25.09.2017 до настоящего времени не обеспечен,
что подтверждено представленным отчетом о получении истцом лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из
Положения о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,
к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и
(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции
при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 года за № 661-П утверждена Территориальная
программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных
категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании
амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с
законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Шеняева В.В.
лекарственными средствами по рецептам от: 26.07.2017 на «***», ***;
18.08.2017 на «***», ***; 18.08.2017 на
«***», ***; 25.09.2017 на «***», ***.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за необеспечение Шеняева В.В. указанными
лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
контролировать наличие в аптечной сети
АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственными препаратами «***», «***», «***» было полным и
невыдача указанных лекарств Шеняеву В.В. по предъявленным им рецептам произошло по вине АО «Ульяновск
Фармация».
Поскольку Шеняеву
В.В. в феврале 2017 г. лечащим врачом назначались лекарственные препараты: ***,
на ***, однако не выданы рецепты, что подтверждено выпиской из медицинской
карты амбулаторного больного, суд
обоснованно возложил на ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть
имени заслуженного врача России В.А.Егорова города Ульяновска» обязанность
выписать Шеняеву В.В. рецепт на
бесплатное получение лекарственных
препаратов: ***, на *** за февраль 2017 года.
Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственными препаратами «***», «***»,
«***» носит постоянный характер, а
наличие их в аптечной сети носит непостоянный характер, соответственно обеспечение Шеняева В.В. указанными препаратами по рецептам от
18.08.2017, 26.07.2017, 25.09.2017, а также за февраль 2017 года в текущем году не приведет
к тому, что истец будет ими обеспечен свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Шеняева В.В. лекарственными препаратами по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Засвияжского района города
Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 01 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: