Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение бесплатными лекарстсвенными препаратами
Документ от 03.04.2018, опубликован на сайте 23.04.2018 под номером 72365, 2-я гражданская, об обязании выписать бесплатные рецепты на лекарственные средства и обязании бесплатно обеспечить лекарственные препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                   Дело № 33-1316/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 03 апреля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 01 декабря 2017 года,  по которому постановлено:

 

иск прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» выписать Шеняеву Виктору Владимировичу бесплатный рецепт за февраль 2017 г. на лекарственные препараты: *** на ***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шеняева Виктора Владимировича лекарственными препаратами *** по рецепту от 26.07.2017, *** по рецепту от 18.08.2017, *** по рецепту от 18.08.2017,  на *** по рецепту от 25.09.2017.

В остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор  Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском  в интересах Шеняева В.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее Министерство), ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» о возложении обязанности выписать бесплатные рецепты на лекарственные препараты и бесплатно обеспечить лекарственными препаратами.

В обосновании иска указал, что проведена проверка по обращению Шеняева В.В., являющегося инвалидом *** группы бессрочно, в ходе которой установлено, что истец состоит на учёте в  ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова г. Ульяновска» и согласно назначения лечащего врача нуждается в обеспечении лекарственными препаратами *** (***), *** ежемесячно, *** (*** ежемесячно. Между тем,  в 2017 году  льготные рецепты Шеняеву В.В. ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова города Ульяновска» в соответствии с назначением врачей в полном объеме не выписывались. Так, в феврале и в марте 2017 года не были выписаны рецепты  на «***» и «***». Кроме того, в виду отсутствия препарата в аптеке и истечения срока действия рецепта не были обеспечены бесплатные рецепты, выписанные поликлиникой на «***», *** от 26.07.2017, 18.08.2017, на «***» (***), *** от 18.08.2017, на «***» (***), *** от 25.09.2017.

С учётом уточненных требований, прокурор просит обязать ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова города Ульяновска» выписать Шеняеву В.В. бесплатные рецепты за февраль, март 2017 года  на лекарственные препараты: «***», ***, на «***» (***), ***, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шеняева В.В. лекарственными препаратами «***», *** по рецептам от 26.07.2017, 18.08.2017, на «***» (***), *** по рецептам от 18.08.2017, на «***» (***), *** по рецепту от 25.09.2017.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда в части удовлетворенных исковых требований, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством злравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  закупался лекарственный препарат «***» (торг. наим. «***»), «***», «***» (***»)  согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Соответственно Министерство не бездействовало по обеспечению Шеняева В.В. данными лекарственными препаратами. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что не обеспечение Шеняева В.В. лекарственным препаратом «***» по выписанным льготным рецептам от 26.07.2017 и 18.08.2017, лекарственным препаратом «***» по выписанному льготному рецепту от 25.09.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы (далее – РМИС) в феврале 2017 года льготные рецепты на лекарственные препараты «***», «***» Шеняеву В.В. не выписывались. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться лечащим врачом, который определяет степень нуждаемости и объём необходимого больному лекарственного препарата. Отмечает, что в феврале 2017 года Шеняеву В.В. лечащим врачом ГУЗ «ЦК МСЧ» не выписывались рецепты на льготное приобретение лекарственного препарата «***», «***». Полагает, что прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Отмечает, что медицинские показания могут измениться и Шеняев В.В., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.  

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Шеняев В.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы по *** заболеванию (***) бессрочно.

Истец состоит на диспансерном учете в  ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова».

В соответствии с медицинскими показаниями  Шеняеву В.В. лечащим врачом в 26.07.2017, 18.08.2017 и 25.09.2017  выписывались рецепты на бесплатное получение медицинских препаратов – «***» (***) , «***», «***».

В феврале 2017 года истцу было отказано в выписке  лекарственных препаратов: «***» и «***», поскольку  была заблокирована электронная система.

Нуждаемость истца в указанных препаратах  ответчиками не оспаривалась.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Шеняеву В.В. были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: 26.07.2017 на «***», ***; 18.08.2017 на «***», ***; 18.08.2017 на  «***», ***; 25.09.2017 на «***», ***

Однако указанными лекарственными средствами Шеняев В.В. по рецептам от 26.07.2017, 18.08.2017, 25.09.2017  до настоящего времени не обеспечен, что подтверждено представленным отчетом о получении  истцом лекарственных препаратов.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,  к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно  пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Шеняева В.В.  лекарственными средствами по рецептам от: 26.07.2017 на «***», ***; 18.08.2017 на «***», ***; 18.08.2017 на  «***», ***; 25.09.2017 на «***», ***.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Шеняева В.В. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственными препаратами «***», «***», «***» было полным и невыдача указанных лекарств  Шеняеву В.В.  по предъявленным  им рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку Шеняеву В.В. в феврале 2017 г. лечащим врачом назначались лекарственные препараты: ***, на ***, однако не выданы рецепты, что подтверждено выпиской из медицинской карты амбулаторного больного,  суд обоснованно возложил на ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А.Егорова города Ульяновска» обязанность выписать Шеняеву В.В.  рецепт на бесплатное  получение лекарственных препаратов: ***, на *** за февраль 2017 года.

Поскольку  необходимость обеспечения  инвалида лекарственными препаратами «***», «***», «***»   носит постоянный характер, а наличие их в аптечной сети носит непостоянный характер,  соответственно обеспечение Шеняева В.В.  указанными препаратами по рецептам от 18.08.2017, 26.07.2017, 25.09.2017, а также за февраль 2017 года     в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет ими обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Шеняева В.В. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Засвияжского  района города Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 01 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия   Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: