Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ч.2 ст.7.3, по ст.8.11 КоАП РФ
Документ от 22.03.2018, опубликован на сайте 09.04.2018 под номером 72355, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 7.3 ч.2; ст. 8.11, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мягков А.С.                                                                Дело № 7-54/2018                                                    

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                         22 марта 2018 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» – Насыровой Альфии Талгатовны на решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2017 года,

 

установил:

 

постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области от 10.10.2017 общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» (далее - ООО «Ульяновскнефтегаз») привлечено к административной ответственности по ст.8.11, ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 310 000 рублей.  

В вину ООО «Ульяновскнефтегаз» по ст.8.11 КоАП РФ было вменено, что в нарушение п.3 ст.23, ст.27 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», п.4, п.33, п.73, п.78 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 №71 «Об утверждении «Правил охраны недр» юридическим лицом не выполняется в полном объеме программа исследовательских работ и доразведки Кондаковского месторождения, предусмотренная Технологической схемой разработки Кондаковского нефтяного месторождения Ульяновской области, утвержденная Протоколом заседания (нефтяной секции) ЦКР Роснедра от 27.11.2008 №4449, Дополнением к технологической схеме разработки Кондаковского нефтяного месторождения Ульяновской области, утвержденная Протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 15.06.2017 №6889, а именно: не проводилось определение гидродинамических параметров пласта методами восстановления давления (КВД) с периодичностью 1 раз в полугодие, восстановления уровня (КВУ) с периодичностью 1 раз в полугодие в 2014 г. - 2017 г.; не проводился контроль энергетического состояния залежей (прямые замеры и методом пересчета), в том числе, глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах с периодичностью 1 раз в квартал, определение пластового давления (статический уровень) в добывающих скважинах с периодичностью 1 раз в полугодие в 2014 г. - 2017 г.; не проводилось определение работы продуктивного пласта (охват) по 50% добывающих скважин, в том числе, определение профиля притока и источника обводнения (комплекс ГИС) с периодичностью 1 раз в год, контроль работающих интервалов перфорации в 2016 г.

Также ООО «Ульяновскнефтегаз» было вменено, что статотчетность по форме № 2-ГР (сведения о выполнении геологоразведочных работ) и по форме № 7-ГР (сведения об использовании средств на геологоразведочные работы по их видам и группам полезных ископаемых) за 1-2 кварталы 2014 г., 1 квартал 2016 г. в территориальный орган Роснедр не направлялись, статотчетность за 4 квартал 2014 г., 4 квартал 2015 г., 2, 3, 4 кварталы 2016 г. направлена Обществом в территориальный орган Роснедр с нарушением установленных сроков.

По ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в вину ООО «Ульяновскнефтегаз» было вменено, что в нарушение п.2, п.7, п.10 ч.2 ст.22, ст.23.2. Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», п.31, п.111 «Правил охраны недр», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 №71, при осуществлении своей деятельности юридическое лицо не выполнило требования лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи нефти и геологического изучения недр на Кондаковском месторождении к лицензии УЛН *** НЭ (срок действия 01.07.2018), Технологической схемой разработки Кондаковского нефтяного месторождения Ульяновской области (протокол заседания (нефтяной секции) ЦКР Роснедра от 27.11.2008  №4449), а именно, ст.9.1, ст.10.1 лицензионного соглашения.

Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21.12.2017 указанное постановление изменено, исключено из описания правонарушения по ст.8.11 КоАП РФ указание на не проведение определения гидродинамических параметров пласта методами восстановления давления (КВД) с периодичностью 1 раз в полугодие, восстановления уровня (КВУ) с периодичностью 1 раз в полугодие в 2014 – в 1 полугодие 2016 г.; не проведение контроля энергетического состояния залежей (прямые замеры и методом пересчета), в том числе, глубинные замеры пластовых давлений в нефтяных скважинах с периодичностью 1 раз в квартал, определение пластового давления (статический уровень) в добывающих скважинах с периодичностью 1 раз в полугодие в 2014 – в первом полугодие 2016 года; непредставление или несвоевременное представление статотчетности по форме № 2-ГР и по форме № 7-ГР за 1-2 кварталы 2014 г., 1 квартал 2016 г., за 4 квартал 2014 г., 4 квартал 2015 г., 2, квартал 2016 г.; исключено указание на признание ООО «Ульяновскнефтегаз» виновным и назначение наказания по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, размер назначенного наказания снижен до 300 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник ООО «Ульяновскнефтегаз» – Насырова А.Т. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, апроизводство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что суд при вынесении решения не учел, что действия (бездействие) Общества неверно квалифицированы административным органом по ст.8.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии и удостоверяет право, в том числе проведения работ по геологическому изучению недр.

Согласно ст. 9.1 лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами, владелец лицензии обязан направлять отчетность о своей деятельности в форме и сроки, установленные органами управления.

Сроки исполнения данной обязанности не определены Законом от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и не установлены условиями лицензии.

В соответствии с письмом Отдела геологии и лицензирования по Ульяновской области Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, указанная выше отчетность в Ульяновскнедра предоставлена Обществом.

Суд при вынесении решения не учел, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.11 КоАП РФ и выражающегося в нарушении Обществом правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, является материальным.

Диспозиция указанной нормы предполагает наличие негативных последствий, наступивших в результате совершения лицом противоправного действия (бездействия).

Полагает, что вмененное нарушение не является длящимся.

Суд при вынесении решения не учел грубые нарушения норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», допущенные административным органом при проведении проверки.

Подробно позиция защитника ООО «Ульяновскнефтегаз» Насыровой А.Т. изложена в жалобе. 

В судебное заседание защитник ООО «Ульяновскнефтегаз» не явился, о слушании дела извещен, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Статьей 8.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрату геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработки месторождений.

Рассмотрев жалобу на указанное постановление по существу, судья районного суда сделал вывод о виновности ООО «Ульяновскнефтегаз» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.8.11 КоАП РФ.

При этом судья со сслыкой на ст.36.1, ст.37 Федерального закона от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», п.33 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 №71 «Об утверждении «Правил охраны недр» и Приказ Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013 №371 указал, что анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что административная ответственность по ст.8.11 КоАП РФ наступает, как за не выполнение в полном объеме программ исследовательских работ и доразведки Кондаковского месторождения, так и за несвоевременное непредставление статотчетности по установленным законом формам. Указанные мероприятия являются неотъемлемой частью государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В материалах дел имеются сведения о допускаемых со стороны ООО «Ульяновскнефтегаз» нарушениях природоохранного законодательства.

В связи с чем судья сделал вывод о том, доводы жалобы ООО «Ульяновскнефтегаз» об отсутствии состава административного правонарушения по ст.8.11 КоАП РФ необоснованны и подлежат отклонению.

Вместе с тем, как следует из ст.8.11 КоАП РФ, данная норма устанавливает административную ответственность за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, по ст.8.11 КоАП РФ виновное лицо может быть подвергнуто административной ответственности в случае, если допущенные им нарушения могли привести или привели к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений.

Однако, в протоколе и постановлении об административном правонарушении, а также в решении судьи районного суда не содержится выводов о том, что вмененные ООО «Ульяновскнефтегаз» нарушения повлекли, либо могли повлечь последствия, указанные в ст.8.11 КоАП РФ.

 

При рассмотрении жалобы также не представлено доказательств того, что вмененные ООО «Ульяновскнефтегаз» нарушения повлекли, либо могли повлечь последствия, указанные в ст.8.11 КоАП РФ.

В силу положений  ч.1, ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора от 10.10.2017 и решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21.12.2017 в части выводов о наличии в действиях ООО «Ульяновскнефтегаз» состава деяния, ответственность за которое установлена ст.8.11 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ст.8.11 КоАП РФ – прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ – в связи в связи с недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

Постановление старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области от 10 октября 2017 года в части привлечения к административной ответственности по ст.8.11 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз», с учетом решения судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2017 года, отменить.

Решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 декабря 2017 года в части привлечения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» к административной ответственности по ст.8.11 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ст.8.11 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскнефтегаз» прекратить.

 

Судья                                                                                         Д.А. Логинов