Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Принятие в собственность субъекта скотомогильника
Документ от 27.03.2018, опубликован на сайте 16.04.2018 под номером 72292, 2-я гражданская, о возложении обязанности поставить на кадастровый учет, обустроить скотомогильник, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дворцова Н.В.                                                       Дело № 33а-1143/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            27 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Тереньгульского района Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Белгородское сельское поселение «Тереньгульского района Ульяновской области о возложении обязанности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., прокурора Сальникова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, пояснения представителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Романовой М.А., просившее решение уда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Белгородское сельское поселение «Тереньгульского района Ульяновской области о возложении обязанности. Указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований природоохранного законодательства при эксплуатации скотомогильников на территории муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области установлено, что в с. Большая Борла расположен скотомогильник – яма Беккари, которая находится в собственности муниципального образования на основании распоряжения «О приеме в муниципальную собственность» от 27.02.2006 № 9-р, включен в реестр муниципального имущества МО «Белгородское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области. Данный скотомогильник не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2\469, а именно: территория скотомогильника глухим забором с въездными воротами не огорожена; траншея по периметру отсутствует, перекидного моста через нее не имеется, плотно закрываемая крышка, навес над ямой, а также помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов отсутствуют. По результатам проведения обследования главным специалистом-экспертом - главным государственным ветеринарным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора и ветеринарно-санитарной экспертизы Агентства ветеринарии Ульяновской области была составлена справка 21.08.2017, согласно которой ветеринарно-санитарное состояние ямы Беккари не соответствует п.5.6-5.8 Правил. Полагал, что указанный скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, являющееся объектом государственной собственности Ульяновской области, в муниципальной собственности скотомогильники находится не могут.

Просил обязать Правительство Ульяновской области в срок до 01.12.2017 принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта РФ Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного в с. Большая Борла муниципального образования «Белгородское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, обязать правительство Ульяновской области в срок до 01.12.2017 обустроить скотомогильник, расположенный в с. Большая Борла муниципального образования «Белгородское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства РФ, а именно территорию скотомогильника (биотермической ямы) огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, крышку скотомогильника закрыть на замок, ключи от которого хранить у специально назначенных лиц. Над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м шириной 3 м. Рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Тереньгульского района Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение. Указывает, что при рассмотрении дела судом неверно оценены показания свидетеля И*** В.В., являющегося государственным инспектором отдела государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе РФ и транспорте Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области. Указанный свидетель пояснил, что действующим законодательством действительно предусмотрен порядок ликвидации скотомогильника (п. 6.8 Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных  Главным государственным ветеринарным врачом РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469), однако поводом для проведения  указанных мероприятий может являться исключительно случай дальнейшего использования территории скотомогильника для промышленного строительства. В данном случае документов об использовании скотомогильника в промышленных целях суду представлено не были. Никакого строительства в месте расположения скотомогильника не ведется.

По пояснениям свидетеля И*** В.В. законность утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области, неоднократно ставилась под сомнение  надзорными ведомствами.

ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» проводил исследование проб грунта только на наличие сибирской язвы, но не проводил исследование почв на наличие других наиболее распространенных возбудителей болезней.  Аттестат аккредитации указанного учреждения не предусматривает возможности проведения им исследований наличия либо отсутствия вируса ящура в объектах окружающей среды.

В настоящее время на месте нахождения скотомогильника уставлено наличие искусственно сформированного (при помощи техники) холма из грунта и камней, среди которых наблюдаются фрагментированные останки скелетов крупного и мелкого рогатого скота и собак. В непосредственной близости осуществляется выпас крупного рогатого скота, что создает угрозу возникновения на прилегающих территориях вспышек особо опасных инфекционных заболеваний. Скотомогильник не отвечает предъявляемым к нему требованиям.

В ходе рассмотрения дела срок давности падежа или смерти животных, останки которых были обнаружены на месте нахождения скотомогильника, не установлен,  как и не представлены доказательства проведения исследований на наличие либо отсутствие возбудителей заболевания на самих останках животных, обнаруженных на месте нахождения скотомогильника.

Вывод о незахоронении на указанном скотомогильнике животных ничем не подтвержден. Официально случаи заболевания животных могли и не фиксироваться, однако, учитывая, что скотомогильник находится в труднодоступном месте, не исключено  несанкционированное захоронение.

Вывод ответчика об отсутствии нуждаемости жителей с. Белогорское и других населенных пунктов муниципального образования «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области в скотомогильнике является недостоверным, поскольку в населенных пунктах сельского поселения у жителей на личных подворьях содержится значительное количество  голов крупного рогатого скота, свиней, коз, птиц. Сжигание трупов животных с крематоре КРД 2010 года выпуска, учитывая его габариты, не представляется возможным, поскольку он предназначен для утилизации трупов кошек, собак и других мелких домашних животных. Кроме того, данный крематор находится на значительном расстоянии от с. Белогорское.  Позиция органов местного самоуправления МО «Тереньгульский район» по данному вопросу не выяснялась. 

В возражениях на апелляционную жалобу Агентство ветеринарии Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, указывая на то, что Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области, утвержденный Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П, прошел согласование с контрольно-надзорными органами. Представления контрольно-надзорных органов о несоответствии указанного Порядка в Агентство не поступали. Мнение свидетеля о необходимости проведения исследования почвы на ящур необоснованно, поскольку  возбудитель указанного вируса погибает при температуре 60 градусов по Цельсию, от действия ультрафиолетовых лучей и обычных дезинфицирующих веществ. Трупы животных, зараженных ящуром, подлежат сжиганию. Утилизация их в скотомогильник не допускается. Последний случай заболевания ящуром на территории  Ульяновской области был зафиксирован в 1967 году.

В настоящее время утилизация в ямы Беккари на территории Ульяновской области практически не производится. 

В судебное заедание не явились представители Правительства Ульяновской области, Администрации МО «Белогорское сельское поселение», ОГБУ «Тереньгульская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управление Росреестра по Ульяновской области. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения Главы МО «Белогорское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области № 9-р  от 27.02.2006 в собственность муниципального образования была принята яма Беккари, 1978 года постройки. 

Указанный скотомогильник удален от ближайшего населенного пункта на 1 км, от пастбища не более 1 км, от водоема 1 км, от дороги 0,5 км, что подтверждается справкой главного специалиста-эксперта-главного государственного ветеринарного инспектора отдела государственного надзора и ВСЭ Агентства ветеринарии Ульяновской области К*** С.И., составленной по состоянию на 21.08.2017. 

Также в справке указано на ненадлежащее санитарное состояние указанного скотомогильника (п. 5.6, 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469).

Вместе с тем в справке главного специалиста-эксперта-главного государственного ветеринарного инспектора отдела государственного надзора и ВСЭ Агентства ветеринарии Ульяновской области Казакова С.И. также указано на то, что на момент её составления на рассмотрении в Агентстве ветеринарии Ульяновской области находится ходатайство о проведении ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемого скотомогильника в целях его ликвидации.

На территории Ульяновской области действует Порядок ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильником на территории Ульяновской области, утвержденный Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П. Указанным Порядком устанавливается последовательность проводимых на территории Ульяновской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения.

При этом в п. 1.3 указанного Порядка дано понятие неиспользуемого скотомогильника, под которым понимается участок земли площадью не менее 600 кв. м, имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.

Согласно п. 1.4 Порядка его требования не распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы); земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники).

В соответствии с п. 2.2 Порядка мероприятия по ликвидации неиспользуемых скотомогильников включают в себя следующие этапы:

1-й этап - формирование перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - перечень), расположенных на территории Ульяновской области;

2-й этап - ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование);

3-й этап - ликвидация неиспользуемых скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении (засыпка грунтом биотермических ям неиспользуемых скотомогильников).

Формирование перечня осуществляется с целью планирования объемов и сроков проведения работ по ветеринарно-санитарному освидетельствованию (эпизоотологическому и лабораторно-бактериологическому обследованию) неиспользуемых скотомогильников.

Сформированный перечень утверждается распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области (п. 3.1, 3.2 Порядка).

Неиспользуемые скотомогильники, включенные в перечень, подлежат ветеринарно-санитарному освидетельствованию в соответствии с графиком, утвержденным распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области, посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования в целях определения их ветеринарно-санитарной безопасности (опасности).

Эпизоотологическое обследование неиспользуемых скотомогильников, указанных в пункте 4.1 настоящего раздела, проводится комиссией, образованной на основании распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области (п. 4.1, 4.2 Порядка).

По итогам эпизоотологического обследования неиспользуемых скотомогильников составляется акт (п. 4.4 Порядка).

Согласно п. 4.5 и 4.6 Порядка лабораторно-бактериологическое обследование неиспользуемых скотомогильников осуществляется областными государственными бюджетными учреждениями ветеринарной службы Ульяновской области, имеющими разрешение (лицензию) на работу с возбудителями инфекций II группы патогенности, посредством отбора (взятия) проб почвы (гуммированного остатка) с территории неиспользуемых скотомогильников и лабораторно-бактериологического исследования таких проб на сибирскую язву в соответствии с действующими методическими указаниями «Лабораторная диагностика сибирской язвы у животных и людей, обнаружение возбудителя сибирской язвы в сырье животного происхождения и объектах внешней среды».

Критерием ветеринарно-санитарной безопасности неиспользуемых скотомогильников является отсутствие в их почве и гуммированном остатке возбудителей болезней животных, указанных в пункте 1.9 Ветеринарно-санитарных правил, подтвержденное данными эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования.

Ликвидации подлежат все неиспользуемые скотомогильники, ветеринарно-санитарная безопасность которых подтверждена данными эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования.

Решение о ликвидации неиспользуемых скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, принимается распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области (п. 5.2 и 5.2 Порядка).

Ликвидация неиспользуемых скотомогильников осуществляется посредством засыпки их биотермических ям грунтом, взятым с территории ликвидируемых скотомогильников, с последующим ее разравниванием, прикатыванием и профилактической дезинфекцией поверхностного слоя почвы в соответствии с действующими правилами "Проведение дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора".

В течение трех дней со дня окончания ликвидации неиспользуемого скотомогильника оформляется акт о проделанных работах, который подписывается членами комиссии (п. 5.4 и 5.5 Порядка).

Из материалов дела следует, что еще 31.05.2011 Департаментом ветеринарии Ульяновской области было принято решение № 014 о запрещении эксплуатации скотомогильника (биотермической ям) в с. Б.Борла.

Из справки МУ Администрация МО «Белгородское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области от 18.08.2017г. срок последнего захоронения биологических отходов май 2011г.

Во исполнение вышеприведенного Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильником на территории Ульяновской области распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 25.09.2017 № 401-р был утвержден перечень неиспользуемых скотомогильников и график проведения ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых скотомогильников на территории Тереньгульского района Ульяновской области.  В указанный перечень вошел и скотомогильник, расположенный на территории МО «Белогорское сельское поселение» в с. Большая Борла Теренгульского района Ульяновской области.

06.10.2017 главным специалистом-экспертом К*** С.И., начальником ОГБУ «Тереньгульский центр ветеринарии и безопасности продовольствия К*** П.П., главой администрации МО А*** А.И., администратором МО «Белгородское сельское поселение» Б*** Е.В. проведено ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемого скотомогильника в с. Большая Борла. По результатам освидетельствования установлено, что биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями болезней животных, указанных в п. 1.9 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, не захоранивались.

Как следует из акта выполненных работ от 09.10.2017, акта на проведение дезинфекции от 09.10.2017, акта отбора проб почвы от 09.10.2017 после дезинфекции выполнены работы по ликвидации неиспользуемого скотомогильника.  При этом в акте указано, что согласно результатам исследований от 02.10.2017 ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» биобактериологическим, микроскопическим исследованиями культуры возбудителя сибирской язвы не обнаружено. Ликвидация проведена посредством засыпки биотермической ямы грунтом, взятым с территории ликвидируемого скотомогильника с последующим ее разравниванием, прикатыванием и профилактической дезинфекцией 3% раствором «Кемицида» 600 кв.м площади скотомогильника. Согласно протоколу испытаний биобактериологическим и микроскопическим исследованиями культур непатогенных спорообразующих аэробов рода Bacillus не обнаружено.

Таким образом, на момент рассмотрения  дела скотомогильник был ликвидирован. Вместе с тем требования прокурора направлены на его восстановление.

Довод апелляционного представления со ссылкой на показания свидетеля о том, что контрольно-надзорными органами ставится под сомнение законность Порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 № 302-П, является голословным. Кроме того, данный Порядок незаконным не признан.

Также не состоятельны доводы апелляционного представления о невыяснении судом вопроса о наличии потребности в существовании указанного скотомогильника на территории Тереньгульского района Ульяновской области. 

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469) предусмотрены альтернативные способы утилизации биологических отходов. Согласно п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п. 1.9 настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку (п 1.7.1 Ветеринарно-санитарных правил). Таким образом, предпочтение отдается переработке биологических отходов  на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах.

При этом биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России,  подлежат сжиганию. 

Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию (п. 1.9 Ветеринарно-санитарных правил).

Как было указано выше, биологические отходы, перечисленные в п. 1.9 Ветеринарно-санитарных правил, в скотомогильнике на территории с. Б. Борла, не захоранивались. В связи с этим необходимости в проведении анализа почв на наличие возбудителей указанных болезней не имелось.

Довод апелляционного представления  о возможных несанкционированных захоронениях на указанном скотомогильнике объективно ничем не подтвержден. При выявлении указанных фактов данная деятельность подлежит пресечению в установленном законом порядке.

Довод апелляционного представления со ссылкой на пояснения свидетеля Идогова В.В. о том, что ликвидация скотомогильника возможна только в случае дальнейшего использования территории скотомогильника для промышленного строительства, основан на неверной трактовке действующего законодательства.

Пункт 6.8 Ветеринарно-санитарных правил предусматривает, что в исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения в биотермическую яму прошло не менее 2 лет; в земляную яму - не менее 25 лет.

Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.

Из смысла данного пункта следует, что использование скотомогильника в промышленных целях допускается  в исключительных случаях и при определенных условиях. Вместе с  тем данный пункт Ветеринарно-санитарных правил не предполагает, что ликвидация скотомогильника возможна только в случае дальнейшего использования территории скотомогильника для промышленного строительства.

Учитывая вышеизложенное, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора является законным и основанным и отмене  не подлежит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 ноября 2017 года, оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Тереньгульского района Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: