Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 27.03.2018, опубликован на сайте 10.04.2018 под номером 72220, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по обеспечению лекарственным средством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                  Дело № 33-1168/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Торутанова Михаила Ивановича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании обеспечить инвалида лекарственным средством, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Торутанова Михаила Ивановича лекарственным средством *** (***) по рецепту серии 731772 № 10829 от 12 июля 2017 года и рецепту серии 731772 № 15079 от 09 октября 2017 года.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Торутанова Михаила Ивановича лекарственным средством *** (***) по рецепту серии 731772 №10829 от 12 июля 2017 года и рецепту серии 731772 № 15079 от 09 октября 2017 года.

Решение в части обеспечения Торутанова Михаила Ивановича лекарственным средством *** (***) по рецепту серии 731772 № 10829 от 12 июля 2017 года и рецепту серии 731772 № 15079 от 09 октября 2017 года обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Торутанова М.И., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

И.о. прокурора Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Торутанова М.И. к государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ) «Ульяновская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), акционерному обществу (далее – АО) «УльяновскФармация» о признании незаконным бездействия ГУЗ «Ульяновская районная больница», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» по обеспечению инвалида лекарственным средством, обязании ГУЗ «Ульяновская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственное средство, обязании Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» обеспечить инвалида лекарственным средством. В обоснование иска указал, что Торутанов М.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы, страдает *** (***), с которым наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница», ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница, нуждается в постоянном приеме лекарственного средства *** (***). 12 июля и 09 октября 2017 года Торутанову М.И. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписаны рецепты для получения лекарственного препарата ***, однако лекарственным препаратом истец обеспечен не был по причине его отсутствия в аптечной сети АО «УльяновскФармация». Просил признать незаконным бездействие Министерства по обеспечению Торутанова М.И. лекарственным средством *** (***) по рецепту серии 731772 № 10829 от 12 июля 2017 года и рецепту серии 731772 № 15079 от 09 октября 2017 года; обязать Министерство обеспечить Торутанова М.И. лекарственным средством *** (***) по рецепту серии 731772 № 10829 от 12 июля 2017 года и рецепту серии 731772 № 15079 от 09 октября 2017 года; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 декабря 2017 года производство по делу в части требований прокурора в интересах Торутанова М.И. к ГУЗ «Ульяновская районная больница» и АО «УльяновскФармация» прекращено в связи с отказом истца от иска.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» и, рассмотрев по существу требования, заявленные к Министерству, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Полагает, что необеспечение Торутанова М.И. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 12 июля и от 09 октября 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Торутанов М.И., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Обращает внимание, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение Торутанова М.И. данным лекарственным препаратом в связи с завершением 2017 финансового года, так как не может тратить целевые денежные средства для закупки лекарственного препарата впрок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ульяновского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебногоразбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Торутанов М.И., *** года рождения, страдает *** (***), является инвалидом *** группы, инвалидность установлена ему повторно 01 июня 2017 года на срок до 01 июня 2018 года.

В связи с имеющимся заболеванием Торутанов М.И. нуждается в постоянном и длительном приеме препарата ***.

12 июля и 09 октября 2017 года лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» истцу были выписаны льготные рецепты серии 731772 № 10829 и  серии 731772 № 15079 соответственно на получение лекарственного препарата ***.

Лекарственным препаратом по названным выше рецептам истец обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Торутанова М.И. лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

 

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственный препарат «***» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Торутанова М.И. бесплатно на период лечения лекарственным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Торутанова М.И. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Торутанова М.И. лекарственным препаратом по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Торутанов М.И.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Торутанова М.И. лекарственным препаратом в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи