УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И. Дело № 33-1144/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
27 марта
2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Герасимова Е.Н.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной
жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11
декабря 2017 года, по которому
постановлено:
Исковые
требования прокурора Железнодорожного
района г. Ульяновска, действующего в интересах Шарипкова Сергея
Анатольевича, удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Шарипкова Сергея Анатольевича следующими лекарственными
препаратами: «***» по рецепту лечащего врача от 12.08.2017, «***», «***», «***»,
«***» по рецептам лечащего врача от 11.09.2017., «***», «***», «***», «***» по
рецептам лечащего врача от 10.10.2017.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Шарипкова С.А.,
возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска, действуя в интересах Шарипкова
С.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области об обязании бесплатно обеспечить
Шарипкова С.А. лекарственными препаратами: «***» по рецепту от 12.08.2017, «***», «***», «***», «***» по
рецептам от 11.09.2017, «***», «***», «***» по рецептам от 11.09.2017., «***», «***», «***», «***», «***»
по рецептам от 10.10.2017.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Шарипков С.А., является инвалидом
*** группы, страдающим заболеванием: ***, ***.
Согласно
п.5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской
помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного
объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В
соответствии со ст.ст. 18-19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на
медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в
соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и
иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского
страхования.
Из
информации ГУЗ Городская больница №3 следует, что Шарипков С.А. нуждается в
лекарственных средствах «***», «***», «***», «***», «***», «***», «***», «***».
Шарипкову
С.А. были выписаны рецепты на получение следующих лекарственных препаратов:
12.08.2017 – «***», 11.09.2017 – «***», «***», «***», «***»; 10.10.2017 – «***»,
«***», «***», «***». Однако данные рецепты до настоящего времени аптекой не
отоварены по причине отсутствия в наличии данных лекарственных препаратов. .
Таким
образом, права Шарипкова С.А. на льготное получение лекарственных препаратов и
медицинских изделий нарушены.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты: «***», «***», «***»,
***», «***» согласно государственному
контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан
лекарственными средствами. Соответственно Министерство не бездействовало
по обеспечению Шарипкова С.А. данными лекарственными препаратами. Обращает
внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии
с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственными препаратами.
Указывает, что Шарипков С.А., согласно сведениям Региональной
медицинской информационной системы обеспечен: 10.10.2017 лекарственным
препаратом «***» в количестве 1 упаковки, 09.11.2017 лекарственным препаратом «***»
в количестве одной упаковки. Таким образом, дальнейшее обеспечение Шарипкова
С.А. лекарственным препаратом «***» Министерством осуществляется. Полагает, что не обеспечение Шарипкова С.А.
лекарственным
препаратом «***» по рецептам от 12.08.2017, лекарственными препаратами «***», ***»,
«***», «***», по рецептам от 11.09.2017, лекарственным препаратом «***», «***»,
«***», «***» по рецептам от 10.10.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация»,
которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных
препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с
Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями
по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и
не может быть назначено по решению суда. Также обращает внимание, что
медицинские показания могут измениться и Шарипков С.А. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими
изделиями, лекарственными препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика
Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц АО
«УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница № 3», извещенных о месте и времени судебного
заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны
здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в
оказании медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Шарипков
С.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы по заболеванию - ***.
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты.
В соответствии с п.2 Порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России
от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим
врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего
врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра
выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в
соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном
порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных
средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785,
лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в
количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы
отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными
правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств
бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании
рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем
необходимого больному лекарственного препарата.
Шарипкову С.А. были
выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов: 12.08.2017 –
«***», 11.09.2017 – «***», «***», «***», «***»; 10.10.2017 – «***», «***», «***», «***».
Однако указанными
лекарственными средствами Шарипков С.А. по рецептам от 12.08.2017, 11.09.2017,
10.10.2017 до настоящего времени не
обеспечен, что подтверждено представленным отчетом о получении истцом лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из
Положения о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,
к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или)
ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании
медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 года за № 661-П утверждена Территориальная
программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных
категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании
амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с
законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Шарипкова С.А.
лекарственными средствами: «***» по рецепту от 12.08.2017, «***», «***», «***», «***» по рецепту от
11.09.2017; «***», «***», «***», «***»
по рецепту от 10.10.2017.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за необеспечение Шарипкова С.А. указанными
лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
контролировать наличие в аптечной сети
АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственными препаратами «***», «***», «***», «***», «***»
было полным и невыдача указанных лекарств
Шарипкову С.А. по
предъявленным им рецептам произошло по
вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственными препаратами «***», «***»,
«***», «***», «***» носит постоянный
характер, соответственно обеспечение его
указанными препаратами по рецептам от
12.08.2017, 11.09.2017, 10.10.2017 в текущем
году не приведет к тому, что истец будет ими обеспечен свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Шарипкова С.А. лекарственными препаратами по
судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 11 декабря 2017 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: