Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении страховой пенсии
Документ от 20.03.2018, опубликован на сайте 10.04.2018 под номером 72205, 2-я гражданская, о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                Дело № 33-1076/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  20 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда                     Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска                      Ульяновской области (межрайонного) на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 26 декабря 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Руслина Анатолия Алексеевича к                            Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе                   Ульяновской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ УПФР в Сенгилеевском районе      Ульяновской области о прекращении выплаты пенсии                                           Руслину Анатолию Алексеевичу, *** года рождения.

Обязать ГУ УПФР в Сенгилеевском районе Ульяновской области исполнять решение о назначении страховой пенсии по старости                                            Руслину Анатолию Алексеевичу, *** года рождения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Руслина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Руслин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Сенгилеевском районе Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области) о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности исполнять решение о назначении пенсии. В обоснование иска указал, что с 30 октября 2016 года является получателем страховой пенсии по старости. В ходе проверки пенсионного дела ревизором Отделения Пенсионного фонда России по Ульяновской области было установлено, что в подсчете имеющегося  у него стажа для назначения пенсии допущены нарушения, а именно: при оценке пенсионных прав в его страховой стаж были включены периоды работы в Эстонии с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года и с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года, что противоречит нормам ст. 5 Договора, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения 14 июля 2011 года. Решением ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области от 24 августа 2017 года выплата страховой пенсии по старости с 1 сентября 2017 года ему прекращена, с чем он не согласен. Просил признать решение УПФ РФ (ГУ) в Сенгилеевском районе Ульяновской области о прекращении ему с 1 сентября 2017 года выплаты страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика исполнять решение о назначении ему страховой пенсии по старости.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №582п от 22 августа 2017 года «О реорганизации некоторых территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области» Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) реорганизовано в форме присоединения к нему Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Майнском районе Ульяновской области и Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сенгилеевском районе Ульяновской области с передачей прав и обязанностей последних Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, пенсионный орган).

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить. Обращает внимание, что с 30 октября 2016 года Руслину А.А. была назначена, а с 01 сентября 2017 года – прекращена страховая пенсия по старости, так как право на данную страховую пенсию у истца с учетом имеющегося у него страхового стажа не возникло, поскольку величина индивидуального пенсионного коэффициента без учета спорных периодов его работы составляет 2,756, что менее величины, требуемой на 2016 год, - 9. Судом не указано о том, какова будет у истца величина индивидуального пенсионного коэффициента с учетом спорных периодов работы в Эстонии с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года, с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года, и возникнет ли у Руслина А.А. право на страховую пенсию по старости. Судом оставлен без внимания довод о том, что с 16 октября 2011 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Эстонской Республики, проживающих на их территориях, регулируется Договором, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года. Просит учесть, что данный договор основан на пропорциональном принципе, в соответствии с которым за пенсионный стаж, приобретенный на территориях Эстонской Республики (ЭССР) и Российской Федерации (РСФСР), пенсия устанавливается по законодательству и за счет той стороны, на территории которой он был приобретен. Таким образом, российская пенсия устанавливается лицам, за периоды осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации и РСФСР. Отмечает, что спорные периоды работы истца с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года и с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года являются периодами работы истца в Эстонии. По мнению автора жалобы, включение в страховой стаж Руслина А.А. периодов работы с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года, с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года в Эстонии противоречит нормам ст. 5 Договора от 14 июля 2011 года. Считает, что период работы истца на территории Эстонии включается в стаж работы в данной стране, за который пенсию назначает и выплачивает Эстония.

В возражениях на апелляционную жалобу Руслин А.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 октября 2016 года Руслин А.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области с заявлением о назначении страховой части пенсии как военнослужащему  при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 6 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которой он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

С 30 октября 2016 года Руслину А.А. ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области была назначена страховая пенсия по старости в размере 727 руб. 77 коп., при расчете которой учитывались все периоды работы Руслина А.А., в том числе его периоды работы в Эстонии: с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года и с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года.

В ходе проверки пенсионного дела Руслина А.А. управлением организации назначения и выплаты пенсий Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области было установлено, что страховая пенсия по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) назначена истцу неправомерно без учета норм Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, о чем ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области было поставлено в известность письмом от 21 августа 2017 года.

Распоряжением ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области №170000012704 выплата страховой пенсии по старости Руслину А.А. с 01 сентября 2017 года прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

24 августа 2017 года ГУ-УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области принято решение № 171 о том, что переполученную Руслиным А.А. сумму страховой пенсии в размере 7614 руб. 45 коп. учитывать на счете «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок».

Руслин А.А., полагая, что решение о прекращении выплаты страховой пенсии по старости принято пенсионным органом незаконно, и он имеет право на получение данного вида пенсии, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Руслина А.А., суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», рекомендации, содержащиеся в распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», а также на пункт 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», исходил из того, что трудовая деятельность Руслина А.А. в период с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года и с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года осуществлялась на территории бывшего СССР, и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными актами он имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации.

Однако данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

14 июля 2011 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее – Договор от 14 июля 2011 года), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

В силу статьи 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 данного Договора.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора от 14 июля 2011 года при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2 ст. 5 Договора от 14 июля 2011 года).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (п. 3 ст. 5 Договора от 14 июля 2011 года).

В силу пункта 1 статьи 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора от 14 июля 2011 года).

Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

В соответствии с приведенными нормами Договора от 14 июля 2011 года на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия в 2016 году могла быть назначена при наличии не менее 7 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее «9».

Материалами дела подтверждено, что без учета спорных периодов работы истца в Эстонии величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 2,756, а в случае подтверждения Эстонской Республикой стажа за период учебы истца с 01 сентября 1974 года по 25 декабря 1976 года, периодов работы с 21 марта 1977 года по 29 апреля 1980 года и с 30 апреля 1980 года по 23 октября 1980 года,  и учета данного стажа при конвертации пенсионных прав Руслина А.А. по состоянию на 31 декабря 2001 года величина индивидуального пенсионного коэффициента будет составлять 4,571, что также ниже требуемой величины «9».

Таким образом, в 2016 году у Руслина А.А. не возникло право на назначение страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным решения пенсионного органа о прекращении выплаты страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности исполнять решение о назначении страховой пенсии, право на которую у Руслина А.А. с учетом требуемого стажа работы и величины индивидуального пенсионного коэффициента не возникло.

Ссылка суда в обоснование выводов об удовлетворении исковых требований Руслина А.А. на положения пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и пункта 2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 является несостоятельной, поскольку Эстонская Республика не является страной - участником Соглашения от 13 марта 1992 года.

Применение судом первой инстанции к спорным отношениям пункта 8 рекомендаций, содержащихся в распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, противоречит положениям специального международного акта - Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 года, правила которого в силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют приоритет в регулировании спорных отношений.

На основании изложенного, ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Руслина А.А. в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области                                      от 26 декабря 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Руслина Анатолия Алексеевича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности исполнять решение о назначении страховой пенсии по старости отказать.

 

Председательствующий                                             

 

Судьи