Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осужден по п. "з" ч.2 ст.111 УК РФ
Документ от 21.03.2018, опубликован на сайте 23.03.2018 под номером 72045, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. з, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дубов А.Ю.                                                                             Дело №22-480/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            21 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Максимова М.Н.,

судей  Львова Г.В., Волкова Н.Г.,

с участием: осужденного Романова Д.А., адвоката Головастикова О.Н., потерпевшего Н*** Е.С., прокурора Чашленкова Д.А.,

при секретаре Марковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционными жалобами осужденного Романова Д.А., адвоката Головастикова О.Н. на приговор Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 декабря 2017 года, которым

РОМАНОВ  Денис  Андреевич,

***, ранее не судимый,

осужден по п. “з” ч.2 ст.111 УК РФ к 2 годам лишения  свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 29 декабря 2017 года. Взят под стражу в зале суда.

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Этим же приговором постановлено взыскать с Романова Д.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 1100 рублей.

 

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем Поляковой И.А., отозвано ею в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389.8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выступления участников процесса, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Романов Д.А.  осужден за умышленное причинение Н*** Е.С. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Деяние имело место около 02 часов  13 ноября 2016 года на крыльце дома №***, расположенного на территории базы отдыха “***” по улице Н*** дом №*** г.У***, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционных жалобах (основной, дополнительной):

- осужденный Романов Д.А. утверждает, что не имел умысла на причинение тяжкого вреда здоровью Н*** Е.С., поскольку хотел только напугать его, держа в руках  стеклянную бутылку, дно  которой разбилось о стену.  Н*** Е.С. сам схватил его руками и притянул к себе, в результате чего получил ранение в грудь осколками стекла данной бутылки. Полагает, что причинил вред здоровью Н*** Е.С. по неосторожности. Просит назначить ему наказание с применением ст.73 УК РФ;  

- адвокат Головастиков О.Н. полагает, что исследованные в суде доказательства не подтверждают как наличие у Романова Д.А. неприязни к Н*** Е.С., так и возникший у Романова Д.А. умысел на причинение вреда здоровью Н*** Е.С. с нанесением удара осколком  стеклянной бутылки в область груди Н*** Е.С. Давая свою оценку исследованным в суде доказательствам, считает, что  действия Романова Д.А.  следует квалифицировать по ч.1 ст.118 УК РФ либо по ч.1 ст.114 УК РФ.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Романов Д.А, его защитник адвокат Головастиков О.Н., потерпевший Н*** Е.С. поддержали апелляционные жалобы. Романов Д.А. пояснил, что опасался агрессивного поведения Н*** Е.С., который ударил его в  тот момент, когда он держал в руке стеклянную бутылку с отбитым дном. Адвокат Головастиков О.Н.  поддержал доводы, изложенные им в апелляционной жалобе. Просил учесть положительные сведения о личности и семейном положении осужденного. Потерпевший Н*** Е.С. считал наказание, назначенное Романову Д.А., чрезмерно суровым;

- прокурор  Чашленков Д.А. обосновал своё мнение о необходимости отказа в удовлетворении апелляционных жалоб, поданных в интересах осужденного Романова Д.А.  Просил приговор суда оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, находит приговор суда, постановленный в отношении Романова Д.А.,  законным и обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым.

 

Обстоятельства,  при которых Романов Д.А. совершил инкриминируемое ему преступление и которые в силу ст.73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, установлены судом правильно на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

В судебном заседании Романов Д.А. признал себя виновным по предъявленному обвинению частично, пояснив, что не имел умысла на причинение тяжкого вреда здоровью Н*** Е.С., поскольку хотел напугать его, сначала замахнувшись стеклянной бутылкой, а затем направив в сторону потерпевшего осколок данной бутылки. Однако в ходе борьбы с потерпевшим причинил ему  телесные повреждения  осколком указанной бутылки.   

Все выдвинутые осужденным в судебном заседании версии, в том числе о неосторожном причинении тяжкого вреда здоровью Н*** Е.С., на которых настаивает Романов Д.А. в апелляционной жалобе, тщательно проверялись судом первой инстанции и отвергнуты судом, как несостоятельные.

В силу ч.ч.1,2 ст.26 УК РФ, преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Преступная небрежность заключаются в том, что лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя должно было и могло  их предвидеть, т.е. виновное лицо имело реальную возможность предвидеть общественно опасные последствия своего деяния, но не приняло мер к предотвращению. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Этот расчет должен основываться на реальных обстоятельствах, которые способны предотвратить наступление общественно опасных последствий. Не основанная на таких обстоятельствах надежда, что общественно-опасные последствия не наступят, не может служить основанием для квалификации действий виновного, как совершенных по неосторожности.

Однако, ни в ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании Романов Д.А. не указал на наличие у него каких-либо способностей либо жизненного опыта по такому применению стеклянной бутылки, дно которой разбилось, позволяющих ему рассчитывать на предотвращение наступивших последствий.

При этом Романов Д.А. в ходе предварительного следствия последовательно показывал, что был зол  на потерпевшего, с которым у него сначала произошел конфликт, а затем его жена Р*** М.А. сообщила ему, что Н*** Е.С. ударил рукой по её губе. После этого он взял  стеклянную бутылку из-под пива и вышел из помещения на улицу, где в это время находился Н*** Е.С. Понимая, что может не справиться с Н*** Е.С. без использования предметов, он сначала замахнулся на приближающегося к нему Н*** Е.С., а когда дно бутылки разбилось о стену, то направил осколки данной бутылки  в сторону груди Н*** Е.С.

Доводам осужденного Романова Д.А. в суде о том, что он не имел умысла на причинение вреда здоровью Н*** Е.С., дана надлежащая оценка в приговоре. Суд правильно указал, что характер и локализация повреждения у потерпевшего  опровергают утверждения Романова Д.А. о неосторожном нанесении ранения Н*** Е.С.

Ссылка стороны защиты на выводы заключений судебно-медицинских экспертиз об отсутствии возможности определить механизм образования повреждения у Н*** Е.С.  при обстоятельствах, указанных Н*** Е.С. либо Романовым Д.А., не ставит под сомнение правильность установленных судом обстоятельств  преступления совершенного Романовым Д.А. Кроме того, согласно заключению эксперта №48 от 24 апреля 2017 года, повреждение, обнаруженное у Н*** Е.С., образовалось от однократного воздействия предмета на левую половину грудной клетки. Осколок разбитой бутылки  может иметь части и является острым предметом, т.е. невозможно исключить образование данного повреждения от удара осколком бутылки.     

Доводы апелляционной жалобы адвоката о наличии в действиях Романова Д.А. превышения пределов необходимой обороны были предметом обсуждения суда первой инстанции.

Руководствуясь положениями ст.37 УК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в постановлении №19 от 27 сентября 2012 года “О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление”, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях осужденного необходимой обороны либо превышения необходимой обороны.

Суд дал оценку доводам стороны защиты о том, что Романов Д.А. защищался от нападавшего на него Н*** Е.С. и превысил пределы необходимой обороны, как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку они опровергаются как показаниями самого Романова Д.А., так и показаниями Н*** Е.С., данными ими в ходе предварительного следствия.

Так, из показаний потерпевшего Н*** Е.С., данных в ходе предварительного следствия и исследованных в судебном заседании в порядке ст.281 УПК РФ, следует, что  в ходе конфликта с Романовым Д.А. он не наносил ему  каких-либо ударов. Однако, Романов Д.А. взял стеклянную бутылку, отбил от неё дно и быстро нанес  удар данной бутылкой в область его грудной клетки.

Суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора указанные показания потерпевшего Н*** Е.С., поскольку оснований ставить под сомнение их достоверность у суда не имелось. Оснований для оговора потерпевшим Н*** Е.С. ранее знакомого ему Романова Д.А. не установлено.               

Кроме того, данные показания потерпевшего Н*** Е.С. согласуются с  показаниями самого Романова Д.А., данными в качестве подозреваемого, а также с показаниями свидетелей К*** А.Г., Д*** А.Н., А*** Д.С., которые подтвердили  в судебном заседании, что Романов Д.А. сам  сообщил им о нанесении им ранения Н*** Е.С. разбитой бутылкой. 

Давая оценку исследованным в суде показаниям Романова Д.А. и Н*** Е.С., суд признал, что изменение ими показаний направлены на освобождение Романова Д.А. от ответственности за содеянное.

Анализ и оценка показаний Романова Д.А. и Н*** Е.С. в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки их показаний не имеется.

Таким образом, выводы суда о том, что потерпевший не угрожал Романову Д.А., не был вооружен, в связи с чем, у Романова Д.А. отсутствовали основания опасаться за свою жизнь и здоровье, основаны на исследованных доказательствах, изложенных в приговоре.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Романова Д.А. в умышленном причинении вреда здоровью потерпевшего Н*** Е.С.

Об умысле Романова Д.А. на причинение тяжкого вреда здоровью Н*** Е.С. свидетельствует характер совершенного им преступления, способ, локализация нанесенного повреждения и механизм нанесения удара предметом – стеклянной бутылкой с отбитым от неё дном, обладающим большой поражающей способностью. Так, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у Н*** Е.С. обнаружено колото-резаное слепое проникающее ранение груди слева, сопровождающееся по ходу раневого канала слепым ранением нижней доли легкого и развитием левостороннего гемопневмоторакса. Указанное ранение груди причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Квалификация действий осужденного Романова Д.А. является правильной, основанной на исследованных в судебном заседании доказательствах и уставленных судом фактических обстоятельствах дела. Мотивы юридической оценки действий осужденного в приговоре подробно приведены и полностью основаны на материалах дела.

В связи с этим оснований ставить под сомнение квалификацию действий осужденного Романова Д.А. по п. “з” ч.2 ст.111 УК РФ судебная коллегия не находит.

На основании анализа поведения Романова Д.А. во время и после совершения преступления, суд правильно пришел к выводу, что в момент совершения преступления Романов Д.А. находился в состоянии простого алкогольного опьянения, осознавал фактический характер своих действий и мог руководить ими, что также подтверждается заключением проведенной по делу судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой Романов Д.А. не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

Судебное разбирательство судом первой инстанции проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона.  Ущемления  прав  осужденного, в том числе на защиту, в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

Наказание осужденному Романову Д.А. назначено в соответствии с требованиями  закона, с учетом содеянного, данных о личности и всех обстоятельств дела. В приговоре приведены мотивы  назначения Романову Д.А. наказания в виде реального лишения свободы. При определении срока наказания учтены все обстоятельства, в том числе смягчающие и влияющие на назначение наказания. Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения наказания осужденному с применением правил ст.ст.64, 73 УК РФ.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 декабря 2017 года в отношении Романова Дениса Андреевича оставить без изменения, а  апелляционные жалобы – без удовлетворения

 

Председательствующий

 

Судьи