УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Петрова И.И.
Дело № 33а - 942/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам
Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Скала П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
дело по апелляционной жалобе Рудковского Евгения Андреевича к администрации города
Ульяновска о признании незаконным отказа в проведении публичного мероприятия,
по которому постановлено:
в удовлетворении
административного иска Рудковского Евгения Андреевича к администрации города Ульяновска о
признании незаконным отказа в проведении публичного мероприятия отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В.,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Рудковский Е.А. обратился в
суд с административным иском к администрации города Ульяновска, в котором
просил признать не соответствующим закону и нарушающим его права отказ
администрации города Ульяновска от 29.11.2017 № 18231-01 в согласовании проведения
митинга 09.12.2017 с 16.00 до 20.00 часов по адресу: г. Ульяновск, ул.
Гончарова, 11А и признать за ним право на проведение названного публичного
мероприятия. В обоснование требований указал, что 27.11.2017 он обратился в
администрацию города Ульяновска с уведомлением о проведении 09.12.2017 с 16.00
до 20.00 часов публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Ульяновск,
ул. Гончарова, 11А. Цель публичного мероприятия - «Встреча граждан с Алексеем
Навальным с целью информирования о его деятельности». Письмом от 29.11.2017
административный ответчик сообщил о невозможности согласования проведения
данного публичного мероприятия в указанный в уведомлении период времени по
причине проведения иного, ранее запланированного мероприятия, и рекомендовал
повторно подать уведомление для согласования и рассмотреть иную дату проведения
публичного мероприятия. Таким образом, со стороны администрации города
Ульяновска имеет место незаконное воспрепятствование в проведении публичного
мероприятия, что нарушает его права, установленные ст. 31
Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Организатор публичного мероприятия
не относится к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а потому подача
им заявки не может являться основанием для отказа в согласовании. Названное в
уведомлении место проведения публичного мероприятия также не относится к
категориям запрещенных. Предусмотренных ч. 3 ст. 12 названного Федерального
закона оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия не имеется. В
силу закона орган публичной власти не может не разрешить проведение публичного
мероприятия, а вправе лишь предложить изменить место и (или) время его
проведения, но не дату его проведения.
Рассмотрев административный
иск по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной
жалобе Рудковский Е.А. просит отменить решение суда как незаконное и
принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование
жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом
заявлении. Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена обязанность органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации довести до сведения
организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения
уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об
изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также
предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия
указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного
мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Часть 3 указанной
статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании
публичного мероприятия, которых в рассматриваемом случае не имеется. Статья 12
названного Федерального закона не содержит запрета на проведение в одном месте
одновременно двух публичных мероприятий. Орган власти должен направить
мотивированное и обоснованное предложение организаторам митинга иного места для
его проведения в случае, если имеются объективные препятствия для его
проведения в заявленном месте. Администрация города Ульяновска в письме от
29.11.2017 признала проведение митинга невозможным только по причине проведения
в указанном месте иного публичного мероприятия, не предложив никакой
альтернативы по месту и времени проведения митинга. Фактически со стороны
административного ответчика имеет место немотивированный отказ в проведении
публичного мероприятия.
В заседание суда апелляционной
инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения
дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст.
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований
к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст.
218 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации гражданин,
организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании
решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают,
что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия
к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них
незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом,
27.11.2017 в 14.15 часов в администрацию города Ульяновска Рудковским Е.А. было
подано уведомление о проведении 09.12.2017 с 16.00 до 20.00 часов публичного
мероприятия в форме митинга по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова,
11А. Цель публичного мероприятия – «Встреча граждан с Алексеем Навальным с
целью информирования о его деятельности». Предполагаемое количество участников
митинга – 500 человек. В уведомлении указано о том, что при проведении
мероприятия будет использоваться сцена, звукоусиливающая аппаратура, плакаты,
флаги Российской Федерации и иные средства наглядной агитации.
Сообщением администрации
города Ульяновска от 29.11.2017 № 18231-01 Рудковскому Е.А. указано о
невозможности согласования проведения публичного мероприятия по названному
адресу в указанный в уведомлении период времени по причине проведения иного,
ранее запланированного мероприятия.
На основании п. 2 ч. 1 ст.
12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях» Рудковскому Е.А. рекомендовано повторно подать уведомление для
согласования публичного мероприятия и рассмотреть иную дату его проведения в
единых специально отведённых местах
(г. Ульяновск, проспект Ленинского Комсомола, 47, г. Ульяновск, проспект
50 лет ВЛКСМ, 15, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 11А).
Согласно представленной в
материалы дела информации в месте планируемого административным истцом митинга
в это же время запланировано проведение другого публичного мероприятия,
уведомление о котором поступило в администрацию города Ульяновска раньше
уведомления Рудковского Е.А.
В деле имеется уведомление
Евграфова В.И. от 27.11.2017, поступившее в администрацию города Ульяновска в
8.20 часов, о проведении в сквере по ул. Гончарова, 11А в г.
Ульяновске 09.12.2017 публичного мероприятия в форме пикета с 15.00 до 20.00
часов, цель мероприятия - «Привлечение внимания общественности к
социально-значимым вопросам, регулируемым действующей властью». Также имеются
доказательства, подтверждающие обращение Евграфова В.И. 27.11.2017 в 08.20
часов в администрацию города Ульяновска для согласования вопроса проведения
публичного мероприятия (копия книги учета уведомлений о проведении публичных
мероприятий).
При таких обстоятельствах, с
учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах,
демонстрациях, шествиях и пикетированиях» администрация города Ульяновска
обоснованно не согласовала Рудковскому Е.А. проведение митинга в сквере по ул.
Гончарова, 11А в г. Ульяновске 09.12.2017 с 15.00 до 20.00 часов, предложив
повторно обратиться для согласования места и времени проведения публичного
мероприятия.
Положения
ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной
Ассамблеи ООН) устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые
необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности,
общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты
прав и свобод других лиц.
Согласно
п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в
Риме 04.11.1950)
и «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948) осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким
ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в
демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного
порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья
и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Довод административного
истца о нарушении его конституционных прав на проведение публичного мероприятия
судебная коллегия считает несостоятельным.
Предусмотренная законом
обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об изменении
места и времени проведения публичного мероприятия является необходимой мерой
для соблюдения общественной безопасности и порядка.
Конституционно значимые
намерения, интересы и цели организатора публичного мероприятия не должны
вступать в противоречие с задачами органов местного управления, направленных на
реализацию и защиту прав и законных интересов других лиц.
На органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена
обязанность по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении
публичного мероприятия.
Принимая во внимание то
обстоятельство, что цели и задачи ранее запланированного в сквере по ул.
Гончарова, 11А публичного мероприятия – пикета «Привлечение внимания
общественности к социально-значимым вопросам, регулируемым действующей властью»
и митинга «Встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его
деятельности» являются различными, и их совместное проведение заведомо
препятствует достижению целей таких мероприятий, а также может повлечь
нарушение общественного порядка и безопасности, предложение администрации
города Ульяновска Рудковскому Е.А. повторно обратиться с уведомлением для
согласования даты и времени проведения публичного мероприятия в единых
специально отведенных местах является правомерным.
Доводы жалобы, сводящиеся к
тому, что администрация города Ульяновска фактически отказала в согласовании
проведения публичного мероприятия, не предложив никакой альтернативы по месту и
времени его проведения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Все изложенные в жалобе
доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана
надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.
Юридически значимые по делу
обстоятельства определены судом верно, нарушений норм материального и
процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не
имеется.
Руководствуясь ст. 309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 08 декабря 2017 года оставить без
изменения, апелляционную
жалобу Рудковского Евгения Андреевича –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи