УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Богомолов С.В. Дело № 33-946/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
13 марта 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 28 ноября
2017 года, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах
несовершеннолетнего ***, удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу *** расходы на приобретение
изделий медицинского назначения в размере 820 руб.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения законных представителей несовершеннолетнего ***.
– Лимонова С.П., Р*** О.Л., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в
интересах несовершеннолетнего ***. к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о
возмещении расходов на приобретение изделий медицинского назначения. В
обоснование иска указал, что ***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом,
с февраля 2014 года наблюдается в поликлиническом отделении № 2 государственного
учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (далее – ГУЗ
«ГКБ № 1») с диагнозом «***». Учитывая необходимость постоянного
мониторинга *** ***. лечащим врачом ГУЗ «ГКБ №1» ежемесячно производится
выписка рецептов на льготное обеспечение ***». Однако с июля по 18 сентября
2017 года ***. указанными медицинскими изделиями обеспечен не был по причине их
отсутствия на складе акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация». В
июле 2017 года законным представителем ***. - Лимоновым С.П. *** № 100 были
приобретены самостоятельно. Просил суд взыскать с Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в пользу Лимонова С.П., как законного представителя ***., расходы на
приобретение изделий медицинского назначения в размере 820 руб.
Суд привлек к участию в деле
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, Министерство финансов Ульяновской области,
Правительство Ульяновской области, Лимонова С.П. и, рассмотрев заявленные требования по
существу, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия
– *** по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в
соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава
России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на
лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»
назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом
исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом
рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом,
медицинским изделием. Полагает, что необеспечение ***. *** по рецепту от 4 июля
2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои
обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по
выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает
внимание, что дальнейшее обеспечение ***. медицинскими изделиями по рецептам
врача осуществляется.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и
третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, ***., *** года рождения, является
ребенком-инвалидом, имеет диагноз: «***».
Инвалидность
установлена ***. на срок до 03 сентября 2029 года.
В связи с имеющимся
заболеванием ***. нуждается постоянном ***.
04 июля 2017 года
лечащим врачом ***. был выписан льготный рецепт на медицинские изделия – *** №
50, который не был обеспечен в связи с отсутствием медицинских изделий в
аптечной сети АО «УльяновскФармация».
В связи с данным
обстоятельством законный представитель несовершеннолетнего самостоятельно
приобрел медицинские изделия *** № 100 стоимостью 1640 руб.
Полагая, что
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области, нарушившее права ребенка-инвалида, обязано возместить денежные
средства, затраченные законным представителем ребенка на приобретение изделий
медицинского назначения, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон,
подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда
мотивирован, поводов не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ
установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1
данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе
обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия
медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное
получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают
дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение ***.
медицинскими изделиями по рецептам осуществляется, не ставит под сомнение
правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав
истца на бесплатную медицинскую помощь.
Довод апелляционной
жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может
решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда
также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о
ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а
не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена
обязанность возместить законному представителю ребенка-инвалида денежные
средства, затраченные на приобретение изделий медицинского назначения в
соответствии с конкретным рецептом врача.
Утверждения
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим
ответчиком, несостоятельны.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №
14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства
здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в
пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).
Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления
здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает
в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний,
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения
Ульяновской области;
разрабатывает, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Из приведенных
правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской
области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на
обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу
которых относится ***.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу
о том, что нарушенное право несовершеннолетнего *** на бесплатное обеспечение необходимыми
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит защите и восстановлению
в данном случае путем взыскания в пользу законного представителя
несовершеннолетнего – Лимонова С.П. денежных средств, затраченных на
приобретение медицинских изделий, в
размере 820 руб.
Руководствуясь статьей
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи