Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 13.03.2018, опубликован на сайте 26.03.2018 под номером 71966, 2-я гражданская, о взыскании расходов на приобретение средств медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                   Дело № 33-946/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  13 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                         от 28 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу *** расходы на приобретение изделий медицинского назначения в размере 820 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения законных представителей несовершеннолетнего ***. – Лимонова С.П., Р*** О.Л., прокурора Федечко Ф.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ***. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возмещении расходов на приобретение изделий медицинского назначения. В обоснование иска указал, что ***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, с февраля 2014 года наблюдается в поликлиническом отделении № 2 государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (далее – ГУЗ «ГКБ № 1») с диагнозом «***». Учитывая необходимость постоянного мониторинга *** ***. лечащим врачом ГУЗ «ГКБ №1» ежемесячно производится выписка рецептов на льготное обеспечение ***». Однако с июля по 18 сентября 2017 года ***. указанными медицинскими изделиями обеспечен не был по причине их отсутствия на складе акционерного общества (далее – АО) «УльяновскФармация». В июле 2017 года законным представителем ***. - Лимоновым С.П. *** № 100 были приобретены самостоятельно. Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Лимонова С.П., как законного представителя ***., расходы на приобретение изделий медицинского назначения в размере 820 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Лимонова С.П. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – *** по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение ***. *** по рецепту от 4 июля 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что дальнейшее обеспечение ***. медицинскими изделиями по рецептам врача осуществляется.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ***., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз: «***».

Инвалидность установлена ***. на срок до 03 сентября 2029 года.

В связи с имеющимся заболеванием ***. нуждается постоянном ***.

04 июля 2017 года лечащим врачом ***. был выписан льготный рецепт на медицинские изделия – *** № 50, который не был обеспечен в связи с отсутствием медицинских изделий в аптечной сети АО «УльяновскФармация».

В связи с данным обстоятельством законный представитель несовершеннолетнего самостоятельно приобрел медицинские изделия *** № 100 стоимостью 1640 руб.

Полагая, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, нарушившее права ребенка-инвалида, обязано возместить денежные средства, затраченные законным представителем ребенка на приобретение изделий медицинского назначения, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, поводов не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение ***. медицинскими изделиями по рецептам осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность возместить законному представителю ребенка-инвалида денежные средства, затраченные на приобретение изделий медицинского назначения в соответствии с конкретным рецептом врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится ***.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право несовершеннолетнего *** на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями подлежит защите и восстановлению в данном случае путем взыскания в пользу законного представителя несовершеннолетнего – Лимонова С.П. денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, в размере 820 руб.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи