Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 13.03.2018, опубликован на сайте 26.03.2018 под номером 71911, 2-я гражданская, о включениии периода работы в стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                    Дело № 33-895/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  13 марта 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гуренко Елены Владимировны на решение Ленинского районного суда                             г. Ульяновска от 24 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда                        об исправлении описки от 18 декабря 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования Гуренко Елены Владимировны к                       Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда                     Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о зачете в специальный стаж периодов работы удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Государственное учреждение -                        Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе                   г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) включить в специальный стаж Гуренко Елене Владимировне период с 06.10.1992 г. по 07.08.1995 г. в должности медсестры ***, с 08.08.1995 г. по 01.02.1995 г. в должности медсестры ***, с 02.02.1996 г. по 26.07.1996 г. в должности медсестры ***.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя Гуренко Е.В. адвоката Захарова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Пронько Н.Н., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гуренко Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -                        Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе                   г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о зачете в специальный стаж периодов работы.

В обоснование иска указала, что 30.05.2017 обратилась в ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 05.09.2017 № *** ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.

При этом в страховой стаж не были засчитаны периоды её работы: с 23.03.1992 по 23.06.1992 в должности операционной медсестры ***; с 06.10.1992 по 07.08.1995 в должности медсестры ***; с 08.08.1995 по 01.02.1996 в должности медсестры ***; с 02.02.1996 по 20.08.1997 в должности медсестры ***; с 02.09.1997 по 23.11.1998 в должности медсестры ***; с 24.11.1998 по 17.09.2003 должности медсестры ***; с 07.10.2003 по 03.11.2014 в должности медсестры ***; с 04.11.2014 по 26.10.2015 в должности старшей медсестры ***.

Считала отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.

Просила обязать ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска включить в специальный стаж периоды её работы: с 23.03.1992 по 23.06.1992 в должности операционной медсестры ***; с 06.10.1992 по 07.08.1995 в должности медсестры ***; с 08.08.1995 по 01.02.1996 в должности медсестры ***; с 02.02.1996 по 20.08.1997 в должности медсестры ***; с 02.09.1997 по 23.11.1998 в должности медсестры ***; с 24.11.1998 по 17.09.2003 должности медсестры ***; с 07.10.2003 по 03.11.2014 в должности медсестры ***; с 04.11.2014 по 26.10.2015 в должности ***, назначить её досрочную страховую пенсию по старости с 30.05.2017, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гуренко Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Полагает, что представленные в ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска вместе с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости документы, подтверждающие периоды её работы в учреждениях здравоохранения для включения в специальный стаж и принятия решения о назначении досрочной пенсии, являются достаточными для принятия положительного решении и другого подтверждения специального стажа, в том числе необходимости получения информации от компетентного органа государства – участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, не требуется.

Считает, что в соответствии с вышеуказанным международным соглашением пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства), предусматривает положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений.

Указывает, что юридическим фактом для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в Российской Федерации является соблюдение одновременно следующих условий: работа на соответствующих должностях на территории государств – участников Соглашения, дающих право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости в Российской Федерации, в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателем – страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам; наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда; достижение соответствующего пенсионного возраста; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменений, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца  Гуренко Е.В., извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 30.05.2017 г. Гуренко Е.В.  обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости,  претендуя на включение данных периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Ответчик отказал истцу во включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой  пенсии досрочно, исключив периоды работы на территории Республики Казахстан.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Казахстаном.

Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Казахстаном, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 г.

В силу ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств -участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом,  применительно к данному спору , для включения в трудовой стаж периода работы на территории государства-участника Казахстана, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (пенсионным органом Казахстана), подтверждающих период работы истца в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также уплату страховых взносов в пенсионный фонд.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается истцом, по законодательству Республика Казахстан, действующему с 27.07.1996 лица, осуществляющие лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения,  правом на досрочные пенсии с 27.07.1997  не пользуются.

Документов, подтверждающих льготный пенсионный стаж истца в Республике Казахстан после указанной даты, не представлено.

Сам по себе факт наименования должности, по которой работала истец в Казахстане и учреждение, который включены в перечень льготных профессий для назначения досрочной пенсии в России, нельзя признать достаточным основанием для включения этих периодов в льготный стаж. Истец, на момент переезда из Республики Казахстан в Россию необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии не имела.

Таким образом, вывод суда первой инстанции, об отказе во включении периодов работы истца после 27.07.1996  на территории республики Казахстан в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с деятельностью в лечебных учреждения, является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на толковании норм материального права, с которым судебная коллегия не может согласиться по вышеуказанным основаниям.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 ноября 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                     Гуренко Елены Владимировны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: