УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Власова Е.А.
Дело № 33-817/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
27 февраля 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Санкеевой Раисы
Петровны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12
декабря 2017 года, по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Санкеевой Раисы Петровны к Департаменту Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу
Димитровграду и Мелекесскому району, Ульяновскому областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр
социальных выплат» о признании права на получение мер социальной поддержки, как
педагогическому работнику сельской местности, признании незаконным решения об
отказе в сохранении мер социальной поддержки, зачете периода работы в
педагогический стаж для получения мер социальной поддержки, понуждении
предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации
расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения отказать.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения Санкеевой Р.П., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Санкеева Р.П.
обратилась в суд с иском к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области по городу Димитровграду и
Мелекесскому району о признании права на получение мер социальной поддержки,
как педагогическому работнику сельской местности, признании незаконным решения
об отказе в сохранении мер социальной поддержки, зачете периода работы в
педагогический стаж для получения мер социальной поддержки, понуждении
предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации
расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
В обоснование иска
указала, что является пенсионером-педагогом с общим стажем педагогической
работы 50 лет 5 месяцев, в том числе общим педагогическим стажем работы в
сельской местности 28 лет 10 месяцев 25 дней.
До января 1995 года
её педагогический стаж работы в сельской местности составлял 12 лет 11 месяцев,
в связи с чем она пользовалась льготами педагогических работников сельской
местности.
В январе 1995 года
она была уволена в связи с выходом на пенсию по выслуге лет из школы № ***.
25.08.1996 была вновь принята учителем в школу № ***, где работала по 31.08.2007.
С 24.09.2001 по 31.08.2007 она работала по внешнему совместительству, а с
01.09.2007 по 31.08.2017 на постоянной основе в сельской школе в ***. Таким
образом, последние 15 лет 11 месяцев 24 дня она проработала в сельской школе.
Все это время она пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого
помещения с отоплением и освещением как педагогический работник сельской
местности. На пенсию по возрасту фактически вышла 31.08.2017.
14.09.2017 она
обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району с
заявлением о сохранении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, как
педагогу сельской местности.
Письмом от
18.09.2017 №1614 ей было сообщено, что, поскольку до оформления пенсии она
имела стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет
(с 1965 по 1971 годы в ***, с 1972 по 1979 годы в ***), но уволилась на пенсию
по старости в январе 1995 года с должности учителя начальных классов школы № ***,
а данное учебное учреждение не расположено на территории сельской местности,
сохранение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и
освещением как педагогическому работнику сельской местности после её увольнения
31.08.2017 из школы *** является неправомерным.
Считала, принятое в
отношении неё решение об отказе в сохранении ей мер социальной поддержки в виде
ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления
и освещения как педагогическому работнику незаконным.
Просила признать за
ней право на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику,
проработавшему в сельской местности и в рабочих поселках более 10 лет, решение
Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району от 18.09.2017 №
1614 об отказе в сохранении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной
денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения
как педагогическому работнику сельской местности признать незаконным, обязать
Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району засчитать в
педагогический стаж для получения мер социальной поддержки периоды работы с
24.09.2001 по 31.08.2017 в ***и, предоставить ей меры социальной поддержки в
виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения,
отопления, освещения как педагогическому работнику сельской местности с 01.10.2017.
Судом к участию в
деле в качестве соответчика привлечено Ульяновское областное государственное
казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр
социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «ЕОЦСВ»), в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное).
Рассмотрев данный
спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Санкеева Р.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что судом
первой инстанции не был принят во внимание её стаж работы педагогом с
24.09.2001 по 31.08.2017 в ***, не учтено, что на момент её выхода на пенсию
01.09.2017 она пользовалась мерой социальной поддержки.
Обращает внимание,
что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005
№ 167-ЗО «О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и
(или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках
городского типа) на территории Ульяновской области» меры социальной поддержки
распространяются на педагогических работников, работающих в общеобразовательных
организациях субъектов Российской Федерации или муниципальных общеобразовательных
организациях, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках
(поселках городского типа), но проживающих на территории Ульяновской области
ввиду того, что органы местного самоуправления не обеспечили их жилыми
помещениями в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках
городского типа) по месту нахождения общеобразовательной организации, с учетом
проживающих совместно с ними членов семей.
Указывает, что не
предоставление ей органами местного самоуправления жилого помещения в период её
работы в общеобразовательной организации в сельской местности в период с
24.09.2001 по 31.08.2017 подтверждается справкой от 12.10.2017 № 830, выданной
администрацией муниципального образования «*** об отсутствии свободного
муниципального жилья.
Кроме того,
отмечает, что отнесение её к категории «Ветеран труда» и наличии права на
ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг не
связано с мерами социальной поддержки педагогам, указанным в ст. 2 Закона
Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО.
Представители
ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании
статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их
отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что с 09.11.1965 по 01.09.1971 и с 08.09.1972 по 16.10.1979 Санкеева
Р.П. работала учителем в сельской местности.
Согласно записи в
трудовой книжке 25.01.1995 Санкеева Р.П. уволена с должности учителя начальных
классов школы *** в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
25.08.1996 Санкеева
Р.П. вновь принята учителем начальных классов в школу ***, 31.08.2007 уволена
по собственному желанию.
С 01.09.2007
работала учителем немецкого языка в ***, 31.08.2017 уволена по собственному
желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В период с 2007 года
по сентябрь 2017 года Санкеевой Р.П. предоставлялись меры социальной поддержки
по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогу, работающему в
сельской местности.
Судом установлено,
что на момент выхода Санкеевой Р.П. на пенсию 25 января 1995 года правом на
оплату жилого помещения с отоплением и освещением она не обладала, с 2007 года
по август 2017 года ей предоставлялись меры социальной поддержки как
педагогическому работнику, работающему в сельской местности, в виде компенсации
расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
14.09.2017 Санкеева
Р.П. обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району с
заявлением о сохранении ей льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, как
педагогу сельской местности.
Согласно письму
Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району от 18.09.2017
№1614 в удовлетворении заявления Санкеевой Р.П. отказано по тем основаниям, что
до оформления пенсии она имела стаж работы в образовательных учреждениях
сельской местности более 10 лет (с 1965 по 1971 годы в ***, с 1972 по 1979 годы
в ***), но уволилась на пенсию по старости в январе 1995 года с должности
учителя начальных классов школы ***. Данное учебное учреждение не расположено
на территории сельской местности, поэтому сохранение мер социальной поддержки
по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогическому
работнику сельской местности после увольнения 31.08.2017 из школы *** является
неправомерным.
Не согласившись с
данным отказом, Санкеева Р.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно п.8 ст. 47
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских
населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на
оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок
возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной
поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных
организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации и
обеспечивается за счет ассигнований федерального бюджета, а педагогическим
работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации,
муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством
субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований
бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.
1 ст. 3 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО педагогическим
работникам, работающим и (или) проживающим в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской области общеобразовательных
учреждений, находящихся в ведении Ульяновской области, и муниципальных
общеобразовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде
ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления
и освещения.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
02.06.2010 №174-П утвержден Порядок предоставления компенсаций расходов по
оплате жилого помещения, отопления, освещения педагогическим работникам,
работающим и (или) проживающим в сельской местности на территории Ульяновской
области» ( далее по тексту - Порядка), который определяет механизм предоставления педагогическим работникам,
работающим и (или) проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках
(поселках городского типа) на территории Ульяновской области мер социальной
поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг,
установленных Законом Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах
социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих
в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на
территории Ульяновской области», в виде: ежемесячной денежной компенсации
расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением; ежемесячной денежной
компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения; денежной
компенсации расходов на оплату приобретаемого твердого топлива и транспортных
услуг по его доставке (далее - денежная компенсация расходов на приобретение
твердого топлива).
Согласно п. 1.2. указанного Порядка ежемесячная денежная компенсация на
оплату ЖКУ или ежемесячная денежная компенсация на оплату коммунальных услуг и
(или) денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива
предоставляются педагогическому работнику в соответствии с Законом по месту его
жительства (пребывания) на территории Ульяновской области.
В силу п. 2.1.
Порядка предоставление педагогическому работнику ежемесячной денежной
компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату
коммунальных услуг осуществляется территориальными органами на основании:
заявления о
назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной
денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (далее - заявление) с
указанием состава семьи и способа перечисления (доставки) ежемесячной денежной
компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на оплату
коммунальных услуг (приложение N 3 к Порядку);
документов,
удостоверяющих личность педагогического работника (паспорт или иные документы,
удостоверяющие личность);
документов,
подтверждающих право педагогического работника на меры социальной поддержки по
оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг (трудовая книжка,
трудовой договор, справка, выписка из приказов, пенсионное удостоверение);
справки, выданной
должностными лицами, ответственными за регистрацию в жилых помещениях
государственного, муниципального и частного жилищного фондов, содержащей
сведения о лицах, зарегистрированных совместно с педагогическим работником по
месту его жительства (пребывания), или выписки из домовой книги.
Установив
вышеуказанные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права,
суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Санкеева Р.П.
утратила право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого
помещения, отопления и освещения, поскольку несмотря на наличие более 10 лет
стажа работы в сельской местности, она на момент выхода на пенсию не являлась
лицом, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения,
отопления и освещения. При этом в период с 2007 года по 31.08.2017 она имела
право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или
ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг, как педагог,
работающий в сельской местности.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах Закона
Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки
педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Ульяновской
области» и исследованных судом доказательствах.
Установив
вышеуказанные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права,
суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица имеет
право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения,
отопления и освещения.
Доводы апелляционной
жалобы истицы о том, что на момент её выхода на пенсию 01.09.2017 она
пользовалась мерой социальной поддержки были предметом рассмотрения и оценки
суда первой инстанции и обоснованно были отклонены по обстоятельствам,
приведенным в решении суда, с которыми соглашается судебная коллегия.
Ссылка в жалобе на
то, что непредставление ей органами местного самоуправления жилого помещения в
период её работы в общеобразовательной организации в сельской местности в
период с 24.09.2001 по 31.08.2017 из-за отсутствия свободного муниципального
жилья, не влияет на законность принятого судом решения, поскольку истица на
момент увольнения в связи с уходом на пенсию по выслуге лет 25.01.1995 не имела
права на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Ульяновской области
от 30.12.2005 № 167-ЗО.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 декабря 2017 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Санкеевой Раисы Петровны - без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: