Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенсации расходов на приобретение лекарственного препарата
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 17.03.2018 под номером 71906, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                           Дело № 33-815/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 декабря 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Владимиркиной Надежды Николаевны удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Владимиркиной Надежды Николаевны в возмещение расходов на приобретение лекарственного препарата «***») 1277 руб.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Владимиркину Надежду Николаевну лекарственным препаратом «***») по рецептам серии *** от 22.09.2017 года, серии *** от 10.11.2017 года

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Владимиркиной Надежды Николаевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Владимиркиной Н.Н. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат, к обеспечению медицинским препаратом, взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований указал, что Владимиркина Н.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета.

22.09.2017, 20.10.2017, 10.11.017 Владимиркиной Н.Н. лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России были выписаны рецепты серии *** для получения лекарственного препарата «***). Однако при обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в выдаче указанных медицинских препаратов Владимиркиной Н.Н. было отказано по причине их отсутствия в наличии. 20.11.2017 Владимиркина Н.Н. была вынуждена приобрести лекарственный препарат «***») за счет собственных средств.

Просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов Владимиркиной Н.Н. на медицинский препарат «*** в соответствии с медицинскими показаниями, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Владимиркину Н.Н. медицинским препаратом «***») в соответствии с рецептами от 22.09.2017, от 10.11.2017 серии ***, взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Владимиркиной Н.Н. денежные средства в сумме 1277 руб., затраченные на приобретение указанного лекарственного препарата.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части возложения на Министерство обязанности возместить Владимиркиной Н.Н. денежные средства в размере 1277 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «***»), обеспечения Владимиркиной Н.Н. указанным лекарственным препаратом по рецептам серии *** от 22.09.2017, № *** от 10.11.2017 и принять новое решение.

Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Полагает, что необеспечение Владимиркиной Н.Н. лекарственным препаратом «***» по выписанным рецептам от 22.09.2017, 20.10.2017, 10.11.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Кроме того, медицинские показания могут измениться и Владимиркиа Н.Н., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащего врача не обязывает.

В возражениях на жалобу прокурор г.Димитровграда, Владимиркина Н.Н. просят решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Владимиркина Н.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно, состоит на учете в ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России.

22.09.2017, 20.10.2017 и 10.11.2017 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Владимиркиной Н.Н. выписаны рецепты серии *** на получение лекарственного препарата «***» в количестве 4 упаковок.

Указанными лекарственными препаратами Владимиркина Н.Н. не была обеспечена в связи с отсутствием в аптеке АО «УльяновскФармация».

Истица за счет собственных средств приобрела 20.11.2017 одну упаковку лекарственного препарата «***» на сумму 1277 рубль.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п. 3 п. 2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №2724-р, лекарственный препарат «***» внесен в указанный перечень, следовательно, Владимиркина Н.Н. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом руководствуясь положениями ст. 15 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции правомерно отнес к убыткам расходы истицы на приобретение лекарственного препарата «***» в размере 1277 руб. Количество приобретенных истицей самостоятельно лекарственных препаратов соответствует указанному в рецепте серии 7317i1 № 2943.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Владимиркиной Н.Н. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственным препаратом по рецепту, срок действия которого истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не оспаривается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                              Судьи: