Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 07.03.2018 под номером 71787, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                 Дело № 33-834/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                         от 24 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить                                    Ромашкина Бари Каюмовича лекарственным препаратом «***» в объеме 1000 мг № 60 в соответствии с рецептами от 27 июня 2017 года и от 30 августа 2017 года.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Ромашкина Бари Каюмовича денежные средства в размере 211 руб. 50 коп. в возмещение затрат по приобретению лекарственного препарата «***» в объеме 1000 мг № 60 в соответствии с рецептом от 25 сентября 2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Ромашкина Б.К. к  Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании понесенных расходов. В обоснование иска указал, что Ромашкин Б.К., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская поликлиника № 6» с диагнозом «***». По медицинским показаниям Ромашкину Б.К. необходимо применение лекарственного препарата «***» дозировкой № 1000 мг № 60 в количестве 1 единицы в месяц. 27 июня, 30 августа, 25 сентября 2017 года врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 6» Ромашкину Б.К. выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***» в объеме № 1000 мг № 60 в количестве 1 единицы. Однако указанным лекарственным препаратом Ромашкин Б.К. по названным рецептам обеспечен не был по причине его отсутствия в аптечном пункте АО «УльяновскФармация». Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Ромашкина Б.К. лекарственным препаратом «***» в объеме 1000 мг № 60 в количестве 1 единицы по рецептам от 27 июня 2017 года, 30 августа 2017 года в соответствии с его диагнозом, обязать ответчика произвести Ромашкину Б.К. компенсацию стоимости самостоятельно приобретенного лекарственного препарата «***» за сентябрь 2017 года в размере 211 руб. 50 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» по соответствующему государственному контракту. Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что необеспечение Ромашкина Б.К. лекарственным препаратом «***» по льготным рецептам от 27 июня и 30 августа 2017 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственным препаратом по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Ромашкин Б.К., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку и выписывать лекарства и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включено заболевание «***», при котором лица, имеющие данный диагноз, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, *** (100 г в месяц), ***, ***, «***, средствами диагностики.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ромашкин Б.К. является инвалидом *** группы, имеет диагноз «***», в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата «***».

27 июня, 30 августа, 25 сентября 2017 года Ромашкину Б.К. лечащим врачом были выписаны рецепты на получение бесплатно лекарственного препарата «***».

Однако названным лекарственным препаратом Ромашкин Б.К. обеспечен не был, 06 октября 2017 года самостоятельно приобрел одну упаковку препарата «***» стоимостью 211 руб. 50 коп.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Ромашкина Б.К. лекарственным препаратом и взыскании денежных средств за самостоятельно приобретенный препарат «***», суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Ромашкина Б.К. бесплатно на период лечения инсулиновыми препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов и медицинских изделий может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Ромашкина Б.К. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 27 июня и от 30 августа 2017 года.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Ромашкин Б.К.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи