Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Право на бесплатно обеспечение лекарственными средствами
Документ от 27.02.2018, опубликован на сайте 06.03.2018 под номером 71735, 2-я гражданская, о признании права на получение социальной помощи, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                Дело № 33-761/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              27 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Кузьмина Владимира Михайловича                                                Кузьминой Людмилы Михайловны на решение Ленинского районного суда             города Ульяновска от 06 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Кузьмина Владимира Михайловича к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия              Ульяновской области, и Государственному учреждению здравоохранения «Городская больница № 2» о признании права на получение государственной социальной помощи, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Кузьмина  В.М. Кузьминой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кузьмин В.М. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Городская больница № 2» о признании права на получение государственной социальной помощи, взыскании расходов на приобретение лекарственных средств.

В обоснование иска Кузьмин В.М. указал, что он является инвалидом *** группы, федеральным льготником. Зарегистрирован в ***, фактически проживает в ***, временно зарегистрирован по месту жительства: г***.

Проживая в ***, он на основании заявления о выборе медицинской организации наблюдается и проходит лечение в ГУЗ «Городская больница № 2», с диагнозом: «***».

В связи с имеющимся заболеванием *** он вынужден принимать лекарственные препараты, необходимые ему пожизненно: ***.  

С мая по август 2016 года Кузьмин В.М. получал лекарственные средства бесплатно по федеральной льготе. Однако, в последующем льготные рецепты ему не выписывались по причинен отсутствия  его данных в компьютерной программе.

В связи с ухудшением здоровья ему был постановлен диагноз: *** он был переведен на ***. С целью корректировки лечения ему были назначены новые медицинские препараты: *** с 01.05.2016; *** с 21.11.2016.

После выписки из стационара, истец обратился в ГУЗ «Городская больница № 2» за рецептами на бесплатное получение лекарственных средств для продолжения лечения амбулаторно по стандартам медицинской помощи. Трижды по льготным рецептам он получил ***.

Однако по выписанному рецепту от 22.08.2016 лекарство в аптеке он получил только на половину, поскольку муниципальное образование не приняло меры по оформлению дополнительных заявок и внесения его в списки.

07.12.2016 Кузьмин В.М. обратился за рецептами на бесплатное получение лекарственных средств для лечения заболевания  «***», в том числе ***. Врач эндокринолог М*** Н.В. отказалась выписывать ему рецепт на бесплатное получение указанного препарата, выписав рецепт формы № 107-1/у на получение *** в аптеке за наличный расчет.

С сентября 2016 года все лекарственные средства истец вынужден приобретать за свой счет, поскольку  перерыв в приеме лекарств не допустим.

Кузьмин В.М. просил признать за ним, как федеральным льготником – получателем ежемесячной денежной выплаты, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на территории Ульяновской области, включающую в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие. Взыскать с ответчиков расходы на приобретение лекарственных средств в размере 51 853 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Якутске (межрайонное), врач ГУЗ «Городская больница № 2» Молодцова Н.В., врач ГУЗ «Городская больница № 2» Романова Т.В., врач ГУЗ «Городская больница № 2» Махмутова В.Р., врач ГУЗ «Городская больница № 2» Тихонова Р.Г., Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе и уточнениях к ней представитель Кузьмина В.М. – Кузьмина Л.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Указывает, что недостаточное финансирование не является основанием для освобождения органа управления здравоохранения региона от лечения пациентов, страдающих социально-значимыми заболеваниями и несоблюдения федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников.

По мнению автора жалобы, судом не учтено, что лечение Кузьмину В.М. прописано и назначено лечащим врачом.

Обращает внимание, что в судебное заседание не был приглашен лечащий врач ГУЗ «Городская больница № 2» для подтверждения факта назначения Кузьмину В.М. лекарственных препаратов и объяснения причин отсутствия выписанных рецептов.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменений, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  истца Кузьмина В.М., представителей ответчиков  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская больница №2», представителей третьих лиц Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, акционерного общества «УльяновскФармация», Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Якутске (межрайонное), Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), третьих лиц - врачей ГУЗ «Городская больница № 2» Молодцовой Н.В.,  Романовой Т.В., Махмутовой В.Р.,  Тихоновой Р.Г., извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  Кузьмин В.М., *** года рождения,  является инвалидом *** группы, зарегистрирован по месту жительства  в ***. По месту постоянной регистрации истец получает пенсию по старости, ежемесячную денежную выплату и включен в федеральный и региональный регистр льготников Отделением Пенсионного фонда РФ в Республике Саха (Якутия). Фактически Кузьмин В.М. проживет и зарегистрирован по месту пребывания по адресу  ***.

Проживая в ***,  истец  на основании заявления о выборе медицинской организации наблюдается и проходит лечение в ГУЗ «Городская больница №2» с 24.01.2014 с диагнозом: «***.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами (медицинскими изделиями) для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (медицинские изделия).

По сведениям  Государственного учреждения – Управление Пенсионного  фонда РФ в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (межрайонное) Кузьмин В.М. относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату и является по ее получателем в размере и порядке, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также является получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ. Указанные выплаты как инвалиду *** группы  истцу были установлены  с 01.01.2005 по 20.07.20-10 и как инвалиду *** группы с 21.07.2010 бессрочно.

В соответствии со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ  набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям  граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа  категорий, указанных в статье 6.1 настоящего федерального закона, набора  социальных услуг включаются следующие  социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами  медицинской помощи  необходимыми  лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также  специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;  предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения обратно.

В соответствии с ч.1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

На оказание услуг по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан финансовые средства в субъекты направляются из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 27.08.2014 № 865 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению  лекарственными препаратами (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1560).

Размер субвенций определяется в соответствии с методикой расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», с учетом: численности граждан из числа  лиц, включенных в Федеральный регистр лиц,  имеющих право на получение государственной социальной помощи, которые по состоянию на 01 октября года, предшествующего очередному году, будут иметь  в очередном году право на получение набора  социальных услуг в виде социальной  услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами  (по конкретному субъекту, в данном случае по Ульяновской области); норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги (утверждается Федеральным законом).

Таким образом, в субъекты из федерального бюджета не выделяются финансовые средства на обеспечение отдельных категорий граждан, отсутствующих в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами, а также  санаторно-курортным лечением и оплатой проезда.

Кузьмин В.М. в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, санаторно-курортным лечением и оплаты проезда с 2005 года числится в Республике Саха (Якутия), что подтверждено сведениями  Государственного учреждения – Управление Пенсионного  фонда РФ в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (межрайонное). Выделяемые денежные средства из федерального бюджета для Кузьмина В.М. поступают в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Якутске

В Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в виде социальной услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами по Ульяновской области  Кузьмин В.М. не числится.

Обеспечение же  граждан, не включенных в Федеральный регистр по Ульяновской области, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение  граждан, имеющих право на льготы и включенных в Федеральный регистр по Ульяновской области,  является нарушением установленного порядка и  приведет  к ущемлению прав лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и на кого выделяются бюджетные средства.

Поскольку Кузьмин В.М. не включен в Федеральный  регистр по Ульяновской области у лечащего врача в период с августа 2016 года по октябрь 2017 года отсутствовали правовые основания для  выписки рецептов на бесплатное получение необходимых лекарственных средств.

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Поскольку  действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий), а также учитывая то, что  Кузьмин В.М. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели для граждан, включенных в Федеральный регистр по Ульяновской области, не может быть обеспечен лекарственными препаратами, суд обоснованно отказал  истцу в удовлетворении как требований о компенсации расходов, понесенных им на приобретение  лекарственных средств, так и в признании за истцом права на  социальное обеспечение на территории Ульяновской области лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и оплатой проезда к месту лечения и обратно.

При этом, как указывалось выше, Кузьмин В.М. с 15.11.1994  является получателем пенсии по инвалидности, а в последующем и ежемесячной денежной выплаты  в  ГУ- Управление  Пенсионного фонда РФ в городе Якутске республики Саха (Якутия) (межрайонное), по месту постоянной регистрации (по месту жительства). Документы о переводе данных выплат в город Ульяновск им не подавались.

Таким образом, в соответствии с действующим порядком льготного обеспечения инвалидов бесплатными лекарственными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение и оплаты проезда Кузьмин В.М. имеет право на предоставление социальных услуг, гарантированных государством по месту его проживания и пенсионного обеспечения.

Действующим законодательством не предусмотрено произвольное, по желанию  лица, имеющего право на льготы, на выбор субъекта Российской Федерации, где они будут предоставляться, вне зависимости от его постоянного места жительства и места пенсионного обеспечения.   

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Поскольку судом не установлено нарушение прав истца, соответственно отказ в удовлетворении исковых требований Кузьмина В.М. в части возмещения морального вреда является правомерным.   

Доводы апелляционной жалобы о том, что все препараты были назначены истцу лечащим врачом, а недостаток финансирования не является основанием к отказу в предоставлении льготы по бесплатному обеспечению лекарственными средствами, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.

Сторонами в судебном заседании сам факт нуждаемости истца в  лекарственных препаратах не оспаривался, равно как не оспаривалось и его право на получение указанных препаратов бесплатно. Отказ в обеспечении истца бесплатными лекарственными средствами на территории Ульяновской области связан с тем, что он постоянно зарегистрирован в ином субъекте Российской Федерации – Республике Саха (Якутия), где состоит на пенсионном обеспечении. Соответственно именно туда направляются денежные средства из федерального бюджета на приобретение для истца необходимых ему лекарственных препаратов. В Федеральном регистре льготников Ульяновской области Кузьмин В.М. не состоит, денежные средства на его обеспечение лекарствами не выделяют, соответственно   ответчик объективно  лишен возможности их приобретения. Перевод же средств из одного субъекта в другой законом не предусмотрен.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе представителем Кузьмина В.М. – Кузьминой Л.М., сводятся к несогласию с решением суда, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, являются несостоятельными и основанием к отмене решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                                  от 06 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      представителя Кузьмина Владимира Михайловича                                                Кузьминой Людмилы Михайловны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: