Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Наказание по ч. 1 ст. 105 УК РФ является справедливым, соразмерным содеянному, смягчению не подлежит.
Документ от 28.02.2018, опубликован на сайте 05.03.2018 под номером 71705, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Булычев А.Р.                                                                    Дело № 22-335/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                             28 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: председательствующего Сенько С.В.,

судей Бескембирова К.К. и Мещаниновой И.П.,

с участием прокурора Лобачевой А.В.,

осужденного Самчука Е.А.,

защитника осужденного - адвоката Волкова В.В.,

при секретаре Абрамовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным жалобам осужденного Самчука Е.А., адвоката Волкова В.В. на приговор Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 января 2018 года, которым

 

САМЧУК Евгений Ананьевич,

***, судимый 16 июня 2017 года мировым судьей судебного участка № 1 Ульяновского судебного района по п. «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ к ограничению свободы сроком на 1 год,

 

осужден по части 1 статьи 105 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 11 лет.

На основании ст. 70, п. «б» ч. 1 ст. 71 УК РФ, по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Ульяновского судебного района от 16 июня 2017 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Постановлено:

- меру пресечения в виде содержания под стражей оставить без изменения до вступления приговора в законную силу;

-  исчислять срок отбытия наказания с 12 января 2018 года;

- зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 04 октября 2017 года по 11 января 2018 года;

- взыскать с Самчука Е.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 3630 рублей;

- взыскать с Самчука Е.А в пользу  А*** О.С.  1000000 рублей в возмещение морального вреда.

Приговором решен  вопрос о вещественных доказательствах.

 

Заслушав доклад судьи Сенько С.В., выступления участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Самчук Е.А. признан виновным в умышленном причинении смерти Т*** С.А. (убийстве), совершенном 03 октября 2017 года в период времени с 20 часов 30 минут до 23 часов 10 минут в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Самчук Е.А., не оспаривая выводы суда в части установления фактических обстоятельств дела и квалификации действий, считает приговор подлежащим изменению вследствие суровости наказания. Обращает внимание на активное участие в раскрытии преступления, явку с повинной, раскаяние в содеянном, свой возраст и состояние здоровья. Просит изменить приговор, смягчить наказание.

 

В апелляционной жалобе адвокат Волков В.В., действующий в интересах осужденного Самчука Е.А., также считает приговор несправедливым ввиду чрезмерной суровости назначенного наказания. Просит его изменить, смягчить наказание.

 

В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель Матвеев Н.С. считает приговор законным и обоснованным, а жалобы осужденного и его защитника – не подлежащими удовлетворению. Действиям Самчука Е.А. дана верная юридическая оценка, при назначении наказания в полной мере учтены все значимые обстоятельства: характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности, влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, смягчающие и отягчающее обстоятельства. В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд обоснованно учел состояние здоровья Самчука Е.А., явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, раскаяние в содеянном. Отягчающим наказание обстоятельством верно признано совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, поэтому оснований для применения ч. 1 ст. 62 УК РФ не имелось. Более того, ни в ходе предварительного расследования, ни в ходе судебного разбирательства ни подсудимым, ни стороной защиты каких-либо документов или заявлений о признании иных обстоятельств смягчающими суду не представлено. Законных оснований для применения ст. 64, ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется. Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, влекущих изменение или отмену приговора, также не допущено.

 

В суде апелляционной инстанции:

- осужденный Самчук Е.А., адвокат Волков В.В. поддержали доводы жалобы, просили смягчить наказание, снизить размер компенсации морального вреда;

- прокурор Лобачева А.В. возражала против удовлетворения жалобы, указала на справедливость и соразмерность наказания.

 

Проверив материалы дела, заслушав выступления участников процесса, обсудив доводы жалоб, возражений на них, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.

 

Выводы о виновности Самчука Е.А. в умышленном причинении смерти Т*** С.А. основаны на совокупности допустимых и достоверных доказательств, тщательно исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.

 

Согласно показаний Самчука Е.А., данных в ходе предварительного расследования, им в ходе ссоры Т*** С.А. были нанесены не менее трех ударов ножом в левую часть тела, а после падения на пол – более пятидесяти ударов в область спины и шеи. В целях сокрытия преступления он себе тем же  ножом причинил ранения на шее (т. 1 л.д. 50-53, 78-80, 90-92, 122-126).

 

В ходе следственного эксперимента Самчук Е.А. продемонстрировал механизм  нанесения  ударов  ножом потерпевшему, себе, их локализацию (т.1 л.д. 60-74).

 

Показания Самчука Е.А. о характере, механизме и локализации повреждений погибшего согласуются с заключением судебно-медицинской экспертизы трупа № 2948, согласно которого  причиной смерти Т*** С.А. явились многочисленные колото-резаные проникающие в брюшную полость, грудную полость, забрюшинное пространство ранения с повреждением внутренних органов, осложнившиеся кровопотерей, которые квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (т. 1 л.д. 137-156).

 

Труп Самчука Е.А. и орудие преступления - нож, обнаружены в месте убийства его осужденным, в квартире № *** дома № ***  по ул. *** р.п. Ишеевка Ульяновского района (т.1 л.д. 4-18).

 

По заключению судебно-биологической экспертизы № 811 на месте происшествия, а также на одежде Самчука Е.А. обнаружена кровь человека, происхождение которой от Т*** С.А. не исключается (т. 1 л.д. 170-177).

 

По заключению медико-криминалистической экспертизы № 352 возможность причинения всех колото-резаных повреждений на теле, рубашке и футболке Т*** С.А., а также резаного повреждения (раны) на наружной поверхности области левого плечевого сустава потерпевшего, клинком представленного на экспертизу ножа не исключается (т. 1 л.д. 182-208).

 

Со слов потерпевшей А*** О.С. о смерти отца узнала от мужа, обнаружившего погибшего в своей квартире со следами насильственной смерти.

 

Оснований для квалификации содеянного Самчуком Е.А. как совершенного в состоянии необходимой обороны или при ее превышении судом первой инстанции не установлено, что нашло оценку в приговоре. Так осужденный последовательно показывал, что поводом для нанесения множественных ударов  ножом пострадавшему послужила ссора, в ходе которой  Т*** С.А. был безоружен,  при нанесении большей части ударов ножом лежал на полу, на животе.

 

Показания Самчука Е.А. об умышленном нанесении себе ранений ножом в области шеи после убийства пострадавшего согласуются с заключением судебно-медицинской экспертизы № 3989, согласно которому обнаруженные у осужденного резаные раны доступны для причинения их собственной рукой (т. 1 л.д. 134-135).

 

По заключению судебно-биологической экспертизы в пятнах на ноже, изъятом с места происшествия, найдена кровь, происхождение которой от Самчука Е.А. не исключается (т. 1 л.д. 158-167).

 

Тщательно проверив экспертные заключения, суд верно признал, что они даны квалифицированными экспертами, обладающими специальными познаниями в области проводимых исследований, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Выводы экспертов достоверны, согласуются с исследованными в судебном заседании доказательствами и противоречий не содержат.

 

Таким образом, совокупностью исследованных доказательств бесспорно установлено, что Самчук Е.А. нанес Т*** С.А. ножом не менее 11 ударов в область туловища, не менее  63 ударов в область спины и не менее 4 ударов в область шеи в период с  20 часов 30 минут до 23 часов 10 минут 03 октября 2017 года.

 

Исследовав перечисленные, а также иные, приведенные в приговоре доказательства, суд проверил и оценил их в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, сопоставил между собой и дал им надлежащую оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела и постановления обвинительного приговора.  И правильно квалифицировал  действия Самчука Е.А. по ч. 1 ст. 105 УК РФ  - умышленное причинение смерти другому человеку (убийство).

 

Об умысле осужденного на убийство свидетельствуют характер его действий, способ причинения и локализация обнаруженных повреждений в месте расположения жизненно-важных органов человека, от которых и наступила смерть, использование в качестве орудия преступления предмета, обладающего большой поражающей способностью (ножа).

 

Судебное разбирательство по делу проведено с соблюдением уголовно-процессуального закона, принципов состязательности и равноправия сторон. Ущемления прав осужденного в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

 

В полной мере оценено психическое состояние Самчука Е.А. Исходя из его  личности, содеянного, поведения в суде, заключения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, он обоснованно признан вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

 

Наказание Самчуку Е.А. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, всех данных личности виновного, смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, влияния наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи. Мотивы принятого решения по наказанию достаточно полно изложены  в приговоре.

 

Суд признал смягчающими наказание обстоятельствами: явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья осужденного, то есть все данные, на которые в том числе обращено внимание в апелляционных жалобах.

Учтено и то, что Самчук Е.А. на учете у врача-психиатра не состоял, однако с 04 мая 2012 года находился на учете врача-нарколога с диагнозом «***», неоднократно привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ за появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, участковым уполномоченным полиции характеризуется отрицательно, как злоупотребляющий спиртными напитками.

 

В период совершения преступлений Самчук Е.А. находился в состоянии алкогольного опьянения, которое способствовало совершению им противоправных действий, а поэтому суд - с учетом ч. 1.1 ст. 63 УК РФ - правомерно признал данное состояние в качестве отягчающего наказание обстоятельства.

 

Вопреки доводам жалоб, Самчуку Е.А. назначено справедливое наказание как за совершенное преступление, так и по совокупности приговоров, соответствующее требованиям ст.ст. 6, 60, 70 УК РФ, смягчению оно не подлежит в том числе ввиду возраста  и состояния здоровья осужденного.

 

При этом суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ, а также ч. 6 ст. 15 УК РФ, мотивировав свои выводы в приговоре, а также не назначил дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

 

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание наказания Самчуку Е.А. верно назначено в исправительной колонии строгого режима.

 

Конституция РФ гарантирует охрану прав потерпевших от преступлений, обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 ГК РФ).

По иску потерпевшей о возмещении в денежном выражении причиненного ей морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства (ч. 4 ст. 42 УПК РФ).

Приговором суда установлено, что в результате совершенного осужденным преступления потерпевшей А*** О.С. причинены физические и нравственные страдания в связи с убийством отца.

Поскольку факт причинения морального вреда приговором суда установлен и подтверждается материалами дела, данное обстоятельство в силу вышеизложенного является основанием для взыскания с осужденного компенсации морального вреда.

Судебная коллегия считает, что определенный судом размер денежной компенсации морального вреда является разумным, справедливым, соответствующим обстоятельствам дела, степени перенесенных потерпевшей физических и нравственных страданий.

Оснований для изменения судебного решения в части взыскания с осужденного компенсации морального вреда и его размера судебная коллегия не усматривает.

 

Принято правильное решение о вещественных доказательствах, процессуальных издержках.

 

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену, изменение приговора, не усматривается.

 

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

приговор Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 января 2018 года в отношении Самчука Евгения Ананьевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи