Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 06.02.2018, опубликован на сайте 12.02.2018 под номером 71302, 2-я гражданская, о возложении обязанностей выписывать рецепты на лекарственные средства, своевременно обеспечивать лекарственными средствами, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кизирбозунц Т.Т.                                                Дело № 33-468/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                6 февраля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Бешановой Э.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда                                 г. Ульяновска от 16 ноября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Астафьевой Любови Васильевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Городская больница № 3» о возложении обязанности выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать                                      Астафьеву Любовь Васильевну лекарственными препаратами: «*** в соответствии с медицинскими показаниями.

Возложить обязанность на государственное учреждение здравоохранения Городская больница № 3 выписывать Астафьевой Любови Васильевне в соответствии с медицинским назначением рецепт на бесплатное получение лекарственных препаратов: «***» до момента отмены данных препаратов.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Астафьевой Л.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), государственному учреждению здравоохранения Городская больница № 3 (далее – ГУЗ ГБ № 3) о возложении обязанности по оформлению рецептов и обеспечению лекарственными средствами. В обоснование иска указал, что Астафьева Л.В., *** года рождения, с 25 июля 2005 года наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (далее – ГУЗ ОКОД) с диагнозом: ***. Решением врачебного консилиума от 29 июня 2017 года Астафьева Л.B. признана нуждающейся в лекарственных средствах: «***» - 800 мг (2 флакона) каждые две недели, «***» - по 5 млн. ME № 5 х 8 упаковок в квартал. Вместе с тем, рецепты в июле и августе 2017 года, несмотря на имеющиеся рекомендации по назначению указанных препаратов в соответствующем количестве врачами ГУЗ ГБ № 3 Астафьевой Л.В. выписаны не были, иным способом она необходимыми лекарственными средствами обеспечена не была. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав Астафьевой Л.В. как лица, страдающего онкологическим заболеванием и являющегося инвалидом, на обеспечение её необходимыми лекарственными средствами. Просил обязать ГУЗ Городская больница № 3 выписать Астафьевой Л.В. рецепты на лекарственные средства: «***» в количестве 6 упаковок, «***» по 5 млн. ME № 5 в количестве 6 упаковок, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Астафьеву Л.В. лекарственными средствами по вновь выписанным рецептам, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страховании Российской Федерации, публичное акционерное общество «СК «РГС-жизнь», ГУЗ ОКОД и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными средствами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Астафьева Л.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет клинический диагноз «***», осложнения: «***.».

В связи с имеющимся заболеванием Астафьева Л.В. с 25 июля 2005 года наблюдается в ГУЗ ОКОД, нуждается в приеме лекарственных препаратов «***».

Заключением врачебного консилиума ГУЗ ОКОД от 29 июня 2017 года Астафьевой Л.В. были назначены к применению лекарственные препараты «***» 800 мг в/в капельно 1 раз в две недели; «***» 5 мг МЕ 3 раза в неделю.

Поскольку рецепты на данные лекарственные препараты Астафьевой Л.А. лечащим врачом ГУЗ ГБ № 3 выписаны не были, и самими препаратами Астафьева Л.В. не обеспечена, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая требования прокурора в интересах Астафьевой Л.В., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для их удовлетворения, возложив на ГУЗ Городская больница № 3 обязанность выписывать Астафьевой Л.В. в соответствии с медицинским назначением рецепты на бесплатное получение названных лекарственных препаратов до момента их отмены, а на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – обязанность обеспечивать Астафьеву Л.В. указанными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.

Вместе с тем, возлагая на ответчиков указанные выше обязанности, суд первой инстанции не учел нормы действующего законодательства, устанавливающие порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, что свидетельствует о нарушении судом норм материального права, и в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Из материалов дела следует, что на лекарственный препарат «***б» Астафьевой Л.В. лечащим врачом ГУЗ ГБ № 3 были выписаны рецепты: серии *** 07 июля 2017 года в количестве 1 упаковка, серии *** 16 августа 2017 года – 1 упаковка, серии *** 07 сентября 2017 года – 2 упаковки, серии *** 25 октября 2017 года – 2 упаковки.

Материалами дела подтверждено, что лекарственный препарат «***» по рецепту от 07 июля 2017 года был получен Астафьевой Л.В. 13 июля 2017 года, по рецепту от 16 августа 2017 года – 18 августа 2017 года, по рецепту от 07 сентября 2017 года – 11 сентября 2017 года.

Лекарственный препарат «***» в количестве 2 упаковок по рецепту от  25 октября 2017 года Астафьевой Л.В. до настоящего времени не получен.

До момента вынесения обжалуемого судебного решения Астафьевой Л.В. лечащим врачом ГУЗ ГБ № 3 25 октября 2017 года был выписан рецепт серии *** на лекарственный препарат ***» в количестве 6 упаковок, который получен истцом 26 октября 2017 года.

Приведенные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что на заявленный прокурором в рамках настоящего спора в интересах Астафьевой Л.В. объем лекарственных препаратов «***» в количестве 6 упаковок и «***» в количестве 6 упаковок рецепты ГУЗ Городская больница № 3 были выписаны и частично обеспечены: по лекарственному препарату «***» - в количестве 4 упаковок, по лекарственному препарату «***» - в полном объеме (6 упаковок).

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора в интересах Астафьевой Л.В. подлежали удовлетворению лишь в части требований о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Астафьевой Л.В. лекарственным препаратом *** 25 мг/мл/16 мл в количестве 2 упаковок по рецепту серии *** от 25 октября 2017 года, выданному ГУЗ Городская больница № 3.

Поскольку, как следует из материалов дела, лекарственный препарат  *** по рецепту от 25 октября 2017 года Астафьевой Л.В. до настоящего времени не получен, на  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области следует возложить обязанность обеспечить Астафьеву Л.В. лекарственным препаратом *** по рецепту серии *** от 25 октября 2017 года, выданному ГУЗ Городская больница № 3.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Астафьевой Л.В.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска                                           от 16 ноября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Астафьевой Любови Васильевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Астафьеву Любовь Васильевну, *** года рождения, лекарственным препаратом *** 25 мг/мл/16 мл в количестве 2 упаковок по рецепту серии *** от 25 октября 2017 года, выданному государственным учреждением здравоохранения Городская больница № 3.

В удовлетворении остальной части требований к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, а также в иске к государственному учреждению здравоохранения Городская больница № 3 прокурору Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Астафьевой Любови Васильевны отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи