Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 06.02.2018 под номером 71230, 2-я гражданская, о ликвидации несанкционированной свалки и проведении рекультивации загрязнённой территории, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова М.С.                                    Дело № 33а-151/2018 (33а-5598/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Зуевой Н.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Ульяновское» Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Административные исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Ульяновское» Федеральной службы исполнения наказаний России, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в с. Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области: в 40 м севернее дома № 149 по ул. Ленина размером 30 х 10 м и в 500 м от трассы «Сызрань – Ульяновск» до северо-западного угла территории сельского кладбища в овраге размером 300 х 50 м, и производству рекультивации загрязненной территории.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Ульяновское» Федеральной службы исполнения наказаний устранить вышеуказанные нарушения и сообщить об исполнении указанного решения в суд и в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Лукьяновский горно-обогатительный комбинат» оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области о ликвидации несанкционированных свалок и проведении рекультивации загрязненной территории. В обоснование требований указало, что на территории с. Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области обнаружены две несанкционированные свалки твердых бытовых отходов. В адрес главы администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области было направлено письмо от 30.06.2017 о принятии мер по уборке мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, однако меры к ликвидации несанкционировнных свалок не приняты. Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечёт возникновение чрезвычайных ситуаций, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. Административный истец просил обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированные свалки и произвести рекультивацию загрязненной территории.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: администрация муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение», Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Ульяновское» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России), ООО «Лукьяновский горно-обогатительный комбинат».

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме. Указывает, что свалка организована на основании решения Совета Депутатов муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области от 14.06.2014. Имеющиеся на свалке бытовые отходы не являются отходами сельскохозяйственного предприятия «Ульяновское», которое занимается возделыванием и сбором сельскохозяйственных культур. Не соглашается с выводом суда о возложении обязанности ликвидировать свалку на основании того, что земельный участок, на котором она расположена, находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России. Полагает, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена также на администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».     

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3).

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5 ст. 13 ЗК РФ). Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 13 ЗК РФ).

Судом установлено, что на территории с. Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области находятся две несанкционированные свалки отходов производства и потребления: в 40 м севернее дома № 149 по ул. Ленина размером 30 х 10 м и в 500 м от трассы «Сызрань - Ульяновск» до северо-западного угла территории сельского кладбища в овраге размером 300 х 50 м.

Свалки расположены на землях сельскохозяйственного назначения в пределах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, ГУСП «Ясашноташлинское».

Указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России, о чем в ЕГРН имеется запись о регистрации № *** от 19.04.2011.

В государственный реестр спорные объекты размещения отходов не внесены.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, приведенные нормы права, а также положения ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации загрязненной территории на администрацию муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, на территории которого образованы насанкционированные свалки, а также на ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России – владельца земельного участка, на котором располагаются свалки.

Довод в апелляционной жалобе о том, что место размещения свалки на земельном участке, находящемся в пользовании ФГУСХП «Ульяновское», определено на основании решения Совета Депутатов муниципального образования «Ясашноташлинское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, не опровергает выводы суда и не влечет отмену решения, поскольку размещение свалок на земельном участке осуществлено в нарушение требований действующего законодательства.

Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Судом надлежаще определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда основаны на исследованных доказательствах и являются правильными. Процессуальных нарушений судом при рассмотрении дела не допущено. Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Ульяновское» Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи