Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Иск прокурора о признании незаконными действий Ульяновскэнерго по начислению платы за электроэнергию
Документ от 23.01.2018, опубликован на сайте 13.02.2018 под номером 71160, 2-я гражданская, о возложении обязанности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                            Дело № 33-189/2018 (33-5644/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        23 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Аладина П.К.,

судей Гурьяновой О.В. и Костенко А.П.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконными действия публичного акционерного общества электроэнергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, с нанимателей и собственников многоквартирных домов № *** по ул. *** р.п. *** Т*** района У*** области за период с января 2015 года по декабрь 2016 года, обязав публичное акционерное общество электроэнергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам многоквартирных домов № *** по ул. *** р.п. *** Т*** района У*** области за указанный выше период.

Признать незаконным бездействие публичного акционерного общества электроэнергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» по не предоставлению нанимателям и собственникам многоквартирных домов № *** по ул. *** р.п. *** Т*** района У*** области платежных документов на оплату потребленной электрической энергии, обязав публичное акционерное общество электроэнергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производилась оплата, предоставлять потребителям платежные документы по форме, предусмотренной Приказом Минстроя России от 29.12.2014 № 924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».

Взыскать с публичного акционерного общества электроэнергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении исковых требований прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу электроэнергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» об обязании прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, обязании направлять нанимателям и собственникам многоквартирных домов № *** по ул. *** р.п. *** Т*** района У*** области платежные документы на оплату потребленной электрической энергии почтовым способом, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения представителя ПАО  «Ульяновскэнерго» Хожайнова И.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (далее – ПАО «Ульяновскэнерго») о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, обязании прекратить начисление и взимание данных платежей и произвести перерасчет платы, признании незаконным бездействия по не представлению платежных документов, обязании представлять платежные документы по предусмотренной форме.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по коллективному обращению граждан, проживающих по адресу: У*** область, Т*** район, р.п. ***, ул. ***, дома № *** установлены факты нарушения ответчиком прав потребителей, выразившиеся в неправомерном начислении и взимании платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также в отказе предоставления соответствующих платежных документов.

Просил признать незаконными действия ПАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов № *** по ул. *** в р.п. *** Т*** района У*** области платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирных домов за период с 01.01.2015 по настоящее время; обязать ПАО «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с нанимателей и собственников помещений вышеуказанных многоквартирных домов платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды; произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, нанимателям и собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных домов за период с 01.01.2015 по настоящее время; признать незаконным бездействие ПАО «Ульяновскэнерго» по не предоставлению платежных документов нанимателям и собственникам помещений вышеуказанных многоквартирных домов за потребленные коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды, по форме, предусмотренной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 № 924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению»; обязать ПАО «Ульяновскэнерго» не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, направлять нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов почтовым способом платежные документы по форме, предусмотренной данным приказом.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ПАО «Ульяновскэнерго» просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что выводы суда основаны  на неверном толковании норм материального права.  Считает решение суда в части неправомерности начисления и взимания платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с января 2015 года по декабрь 2016 года, необоснованным. Поскольку ПАО «Ульяновскэнерго» (ответчик) в указанный период являлось для собственников (нанимателей) помещений в МКД № № *** по ул. *** в р.п. *** исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, то соответственно на законных основаниях производило начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, суд не учел, что жители указанных домов еще в марте 2006 года были приняты на прямое абонирование ПАО «Ульяновскэнерго», при этом с каждым из них был заключен отдельный договор. После создания ТСЖ «Тереньга», которое было образовано 09.04.2008, существующий порядок оплаты электроэнергии напрямую ресурсоснабжающей организации был сохранен на основании решения общего собрания членов ТСЖ. С заявлениями об изменении или расторжении договоров  энергоснабжения жители указанных домов в ПАО «Ульяновскэнерго» не обращались.

Суд дал неверную оценку договору на управление и предоставление коммунальных услуг, заключенному 01.01.2014 между ТСЖ «Тереньга» (заказчиком) и МКП «Тереньгульское коммунальное хозяйство» (исполнителем), и пришел к необоснованному выводу о том, что управление указанными многоквартирными домами осуществляет управляющая компания - МКП «Тереньгульское коммунальное хозяйство», которая наделена полномочиями по взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды. Вместе с тем, данная организация лишь оказывает услуги ТСЖ и не является исполнителем коммунальных услуг.

Кроме того указывает, что предметом иска, по сути, являются двусторонние договорные отношения, вместе с тем, суд не привлек к участию в деле собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов (всего 120 человек), а также ТСЖ «Тереньга» и МКП «Тереньгульское коммунальное хозяйство», и постановил решение, которым фактически признал договора энергоснабжения незаконными, без учета мнения заинтересованных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.

Как следует из материалов дела, поводом для обращения прокурора в суд явилось обращение жителей дома № *** по ул. *** в р.п. *** по вопросу правильности учета потребленной на общедомовые нужды электроэнергии и начисления платы за неё.

В ходе проведенной прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверки установлено, что ПАО «Ульяновскэнерго» начисляет и взимает плату за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирных домах № *** по ул. *** р.п. *** Т*** района У*** области, а также не предоставляет соответствующих платежных документов собственникам и нанимателям помещений.

Полагая действия ПАО «Ульяновскэнерго» незаконными, прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действия (бездействие) ПАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию за период с января 2015 года по декабрь 2016 года платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирных домах, и по не предоставлению нанимателям и собственникам домов платежных документов на оплату потребленной электрической энергии являются незаконными.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признание его неправильным не имеется.

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании, в силу ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

При этом в соответствии с пп. «а» пункта 9 указанных Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

В силу пункта 17 указанных Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Никаких решений общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах о внесении платы за электроэнергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, либо о распределении сверхнормативного объема коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды, собственниками многоквартирных домов не принималось и судом наличие таких решений не установлено.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в том числе, в пункты 17, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п.п. «е» пункта 17 Правил № 354 (вступившем в силу с 01.01.2017) закреплено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.

При таком положении, суд первой инстанции к правильному выводу о неправомерности действий ПАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию с жильцов многоквартирных жилых домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, платы за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в период с января 2015 года по декабрь 2016 года, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования в указанной части.

Доводы апелляционной жалобы о законности действий ПАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в указанных многоквартирных домах, поскольку в данном случае ПАО «Ульяновскэнерго» являлось для собственников (нанимателей) помещений исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению на основании заключенных с ними прямых договоров энергоснабжения, основаны на неверном толковании норм закона и опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Тот факт, что между ПАО «Ульяновскэнерго» и управляющей организацией отсутствуют договорные отношения о приобретении коммунального ресурса, основанием к отмене решения суда служить не может, поскольку изменения, касающиеся возможности предоставления коммунальной услуги напрямую собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, внесенные в п. 17 Правил № 354, вступили в силу с 01.01.2017. В оспариваемом решении суд признал незаконными действия ПАО «Ульяновскэнерго» по начислению и  взиманию платы на электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в указанных многоквартирных домах за период с января 2015 года по декабрь 2016 года, и обязал произвести перерасчет платы только за указанный период.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению изложенной стороной ответчика позиции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не содержат дополнительных подтверждений, которые не были представлены в суд первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, направлены к иной оценке доказательств, оснований для которой судебной коллегией не усматривается, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда.

Таким образом, выводы суда соответствуют положениям действующего законодательства, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: