Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осужден по ч.1 ст.105 УК РФ
Документ от 24.01.2018, опубликован на сайте 30.01.2018 под номером 71047, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Садыкова Л.В.                                                                      Дело №22-93/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                              24 января 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Максимова М.Н.,

судей  Львова Г.В., Давыдова Ж.А.,

при секретаре Марковой В.В.,

с участием: осужденного Кубасова Л.Л., адвоката Монахова Н.А., прокурора Лобачевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционными жалобами осужденного Кубасова Л.Л., адвоката Северовой Л.Н. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 12 декабря 2017 года, которым

КУБАСОВ  Леонид  Леонидович,

***,   судимый:

1) 17 апреля 2009 года Центральным районным судом г.Тольятти Самарской области по ч.1 ст.111 УК РФ к 5 годам лишения свободы, освобожден 31 декабря 2013 года по отбытии срока наказания;

2) 09 июля 2014 года мировым судьей судебного участка №116 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области (с учетом внесенных в него изменений) по ст.116 УК РФ в ред. ФЗ №323-ФЗ от 03.07.2016 к 8 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;

3) 17 февраля 2015 года Центральным районным судом г.Тольятти Самарской области по ч.1 ст.105 УК РФ с применением ст.70 УК РФ к 13 годам лишения свободы;

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 13 годам лишения  свободы с  ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев и установлением следующих ограничений: не выезжать за пределы территории муниципального образования, избранного им для проживания после освобождения из мест лишения свободы; не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденного наказания в виде ограничения свободы, в случаях предусмотренных законодательством РФ. На Кубасова Л.Л. возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, один раз в месяц для регистрации.

На основании ст.70 УК РФ, по совокупности приговоров, путем присоединения к назначенному наказанию части неотбытого наказания по предыдущему приговору, окончательно назначено наказание Кубасову Л.Л. в виде лишения свободы на срок 18 лет с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев, с отбыванием первых пяти лет лишения свободы в тюрьме, а оставшийся срок в виде лишения свободы – в исправительной колонии особого режима. В отношении Кубасова Л.Л. установлены  следующие ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования, избранного им для проживания после освобождения из мест лишения свободы; не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденного наказания в виде ограничения свободы, в случаях предусмотренных законодательством РФ. На Кубасова Л.Л. возложена обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, один раз в месяц для регистрации.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 12 декабря 2017 года. Мера пресечения в отношении Кубасова Л.Л. изменена на заключение под стражу. Взят под стражу в зале суда. Постановлено зачесть Кубасову Л.Л. в срок отбытия наказания в тюрьме время его содержания под стражей с 12 декабря 2017 года до вступления приговора в законную силу.

Принято решение в отношении  вещественных доказательств.

Этим же приговором постановлено взыскать с Кубасова Л.Л. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме  2200 рублей.

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем Левановым О.В., отозвано им в порядке ч.3 ст.389-8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выслушав участников процесса, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Кубасов Л.Л. осужден за убийство, т.е. за умышленное причинение смерти Б*** К.В., совершенное 10 августа 2017 года в цехе швейного участка ФКУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционных жалобах осужденный Кубасов Л.Л. и адвокат Северова Л.Н.  выражают несогласие с приговором суда в части наличия умысла у Кубасова Л.Л. на причинение смерти Б*** К.В. Осужденный Кубасов Л.Л. утверждает, что в ходе конфликта с Б*** К.В. хотел напугать его, махнув (ткнув) в его сторону рукой, в которой были ножницы, но попал ножницами в шею потерпевшего. Давая свою оценку показаниям свидетелей, считают, что свидетели М*** О.В. и Г*** Я.Н. дали недостоверные показания по обстоятельствам получения осужденными ножниц, потасовки между Кубасовым Л.Л. и Б*** К.В., нанесения Кубасовым Л.Л. удара ножницами в шею потерпевшего. Просят переквалифицировать действия Кубасова Л.Л. на ст.109 УК РФ. Кроме того, Кубасов Л.Л. считает назначенное ему наказание несправедливым вследствие его чрезмерной строгости, поскольку он написал явку с повинной, активно содействовал раскрытию преступления, а также просит зачесть в срок назначенного ему наказания отбытый им срок в виде лишения свободы по предыдущему приговору. 

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Кубасов Л.Л. поддержал апелляционные жалобы и просил удовлетворить их;

- адвокат Монахов Н.А. полагал, что исследованные в суде доказательства подтверждают доводы Кубасова Л.Л. о неосторожном причинении смерти Б*** К.В. Просил переквалифицировать действия Кубасова Л.Л. на ч.1 ст.109 УК РФ, по которой назначить наказание с учетом смягчающих обстоятельств, указанных в приговоре суда;

- прокурор Лобачева А.В. обосновала своё мнение о необходимости отказа в удовлетворении апелляционных жалоб, поданных в интересах осужденного Кубасова Л.Л.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, находит приговор суда, постановленный в отношении Кубасова Л.Л. законным и обоснованным, а назначенное ему наказание - справедливым.

 

В судебном заседании Кубасов Л.Л. признал себя виновным по предъявленному обвинению частично, пояснив, что не имел умысла на причинение смерти Б*** К.В., поскольку хотел напугать его, замахнувшись и ткнув ножницами в сторону потерпевшего. Однако попал ножницами в шею потерпевшего, отчего наступила смерть последнего.   

Все выдвинутые осужденным в судебном заседании версии, в том числе о неосторожном причинении им смерти Б*** К.В., на которой настаивает Кубасов Л.Л. и его защитник в апелляционных жалобах,  тщательно проверялись судом первой инстанции и отвергнуты судом, как несостоятельные.

В силу ч.ч.1,2 ст.26 УК РФ, преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Преступная небрежность заключаются в том, что лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя должно было и могло  их предвидеть, т.е. виновное лицо имело реальную возможность предвидеть общественно опасные последствия своего деяния, но не приняло мер к предотвращению. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Этот расчет должен основываться на реальных обстоятельствах, которые способны предотвратить наступление общественно опасных последствий. Не основанная на таких обстоятельствах надежда, что общественно-опасные последствия не наступят, не может служить основанием для квалификации действий виновного, как совершенных по неосторожности.

Однако, ни в ходе предварительного следствия, ни в судебном заседании Кубасов Л.Л. не указал на наличие у него каких-либо способностей либо жизненного опыта по такому применению ножниц, позволяющих ему рассчитывать на предотвращение наступивших последствий. При этом Кубасов Л.Л. последовательно показывал, что был зол на потерпевшего, который оскорбил его и нанес удар рукой по его лицу.

Так, в судебном заседании Кубасов Л.Л. давал противоречивые пояснения, показывая как о том, что в ходе конфликта с потерпевшим желал причинить легкий вред его здоровью путем нанесения удара ножницами, но попал ножницами в шею потерпевшего, так и о том, что защищал себя от противоправных действий потерпевшего, махнув в его сторону рукой, в которой находились ножницы, не контролировал свои действия и не помнит обстоятельства причинения вреда здоровью Б*** К.В.

Будучи допрошенным в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого Кубасов Л.Л. показал, что действия Б*** К.В., который  сначала оскорблял его, а затем нанес удар рукой по его лицу, разозлили его.  Тогда он встал со своего рабочего места и ткнул ножницами в область шеи Б*** К.В.

Доводам осужденного Кубасова Л.Л. о том, что он не имел умысла на причинение смерти Б*** К.В., дана надлежащая оценка в приговоре. Суд правильно указал, что характер и локализация повреждения у потерпевшего (длина раневого канала (6 см), направление движения ранящего предмета – ножниц справа-налево сверху-вниз) опровергают утверждения Кубасова Л.Л. о неосторожном нанесении ранения потерпевшему.

В судебном заседании эксперт Ю*** Н.В., проводившая судебно-медицинскую экспертизу трупа Б*** К.В., подтвердила, что заколотая рана на боковой поверхности шеи Б*** К.В. не могла быть причинена касательным воздействием ножниц. В данном случае имело место быть ударное воздействие – резкий толчок. Сила ударного воздействия была достаточна для причинения данного телесного повреждения. При этом предмет (ножницы) в руке был плотно (крепко) зажат.

Выводы эксперта о нанесение Кубасовым Л.Л. удара со значительной силой ножницами, плотно зажатым в руке, согласуются и с выводами заключения судебно-медицинской экспертизы по телесным повреждениям, обнаруженным у Кубасова Л.Л., согласно которой на пальце правой кисти, обнаружены телесные повреждения, которые получены от воздействия тупого твердого предмета и могли образоваться 10 августа 2017 года.

Сам Кубасов Л.Л. подтвердил в судебном заседании, что повреждение на пальце правой кисти его руки образовались в момент нанесения им удара ножницами  Б*** К.В.  

Кроме того, суд правильно указал в приговоре и на то, что выдвинутые   Кубасовым Л.Л. в суде версии  об отсутствии у него умысла на причинение смерти Б*** К.В., противоречат другим исследованным доказательствам, в том числе показаниям свидетеля М*** О.В., согласно которым он был очевидцем того, как Кубасов Л.Л. и Б*** К.В. сначала стали ругаться между собой, затем Б*** К.В.  подошел к Кубасову Л.Л. и нанес удар по его лицу. После этого он подошел к Б*** К.В. и Кубасову Л.Л., которые стояли друг против друга, чтобы разнять их. В этот момент Кубасов Л.Л. нанес удар в область шеи Б*** К.В.  После чего он увидел кровь на шее Б*** К.В. и ножницы в руке Кубасова Л.Л., который пояснил ему, что нанес удар Б*** К.В. в ответ на поведение последнего.

Свидетель Г*** Я.Н. подтвердил в судебном заседании, что работал в швейном цехе за столом сзади Б*** К.В. и Кубасова Л.Л., когда последние  сначала стали ругаться между собой, а затем встали в проходе,  вцепившись руками  друг в друга. В этот момент рядом с ними уже стоял М*** О.В. Он увидел кровь на шее Б*** К.В. и отвел  Кубасова Л.Л. в сторону.     

Вопреки доводам апелляционных жалоб, анализ и оценка показаний свидетелей М*** О.В., Г*** Я.Н., данных ими в судебном заседании и на предварительном следствии, в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Суд правильно признал, что показания М*** О.В., Г*** Я.Н. являются последовательными по всем существенным обстоятельствам совершенного Кубасовым Л.Л. преступления и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Содержащиеся в апелляционных жалобах несогласия с данной судом оценкой исследованных доказательств на правильность выводов суда о виновности Кубасова Л.Л. в совершении инкриминируемого ему преступления не влияет.

Оснований ставить под сомнение правильность установленных судом обстоятельств преступления, совершенного Кубасовым Л.Л., у судебной коллегии не имеется.

Дав оценку исследованным доказательствам, суд правильно установил, что мотивом причинения Кубасовым Л.Л. смерти Б*** К.В. явилась ссора осужденного с потерпевшим, после которой Кубасов Л.Л., имевшимися у него ножницами, с целью  убийства Б*** К.В. нанес ими удар в жизненно-важный орган - шею потерпевшего.

О том, что в момент совершения деяний, инкриминируемых Кубасову Л.Л., он болезненных расстройств психической деятельности, в том числе временного характера, не обнаруживал и  мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, подтверждается  содержанием проведенных в отношении него  судебно-психиатрических экспертиз.

Оснований не доверять заключениям экспертов у суда не имелось, поскольку материалы уголовного дела, а также сведения, касающиеся личности и состояния здоровья осужденного, были исследованы экспертами полно и всесторонне. Экспертизы оценены судом в совокупности с другими доказательствами и обоснованно положены в основу приговора.

Судом были исследованы и оценены все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах, совершенные Кубасовым Л.Л. деяния, связанные с  причинением им смерти Б*** К.В., правильно квалифицированы по ч.1 ст.105 УК РФ.

Приведенная в приговоре на этот счет мотивировка квалификации действий Кубасова Л.Л. является убедительной, основанной на конкретной оценке совершенного преступления.

Судебное разбирательство судом первой инстанции проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона.  Ущемления  прав  осужденного, в том числе на защиту, в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

Наказание осужденному Кубасову Л.Л. назначено в соответствии с требованиями  закона, с учетом содеянного, данных о личности и всех обстоятельств дела. В приговоре приведены мотивы  назначения Кубасову Л.Л. наказания в виде лишения свободы. При определении срока наказания учтены все обстоятельства, влияющие на назначение наказания, том числе  явка с повинной осужденного, активное способствование Кубасова Л.Л. раскрытию и расследованию преступления, а также  то, что инициатором конфликта был Б*** К.В., на которые осужденный ссылается в своей жалобе.

Что касается мнения осужденного о необходимости зачета в срок назначенного ему наказания отбытый им срок наказания по предыдущему приговору, то оно является ошибочным, поскольку окончательно Кубасову Л.Л. назначено наказание по правилам ст.70 УК РФ, путем присоединения к назначенному наказанию части неотбытого им наказания по предыдущему приговору.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор  Заволжского районного суда г.Ульяновска от 12 декабря 2017 года в отношении Кубасова Леонида Леонидовича оставить без изменения, а  апелляционные жалобы – без удовлетворения

 

Председательствующий

 

Судьи