Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание решения об отказе в установлении инвалидности
Документ от 23.01.2018, опубликован на сайте 30.01.2018 под номером 71041, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в установлении инвалидности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                            Дело № 33-350/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шафигуллина Илизара Рифнатовича на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 21 сентября 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Шафигуллина Илизара Рифнатовича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России, федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы» о признании решения медико-социальной экспертизы недействительным отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителей федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Таран Т.И., Ольшанченковой О.Л., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шафигуллин И.Р. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России (далее – ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области), федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России» (далее – ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) об оспаривании решений об отказе в установлении инвалидности. В обоснование иска указал, что 28 февраля 2017 года государственным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника № 4» он был направлен на медико-социальную экспертизу с диагнозом: ***. Однако несмотря на имеющийся диагноз, значительные нарушения функций зрения решением Бюро № 10 – филиалом ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области ему отказано в установлении инвалидности. В дальнейшем в установлении инвалидности ему также отказано решениями экспертного состава № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России № 332.12.ФБ/2017, с чем он не согласен. В настоящее время один глаз у него полностью утратил способность видеть, вторым глазом он видит очень плохо, в связи с чем не может исполнять трудовые обязанности. Просил признать решения ответчиков об отказе в установлении ему инвалидности незаконными. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шафигуллин И.Р. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Не соглашается с заключением судебной медико-социальной экспертизы, поскольку полагает, что оно основано на субъективном мнении врачей о его способности ориентироваться в пространстве. Обращает внимание, что эксперты не выясняли у него возможность заниматься трудовой деятельностью и выполнять профессиональные обязанности. Просит учесть, что судебная экспертиза проведена федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области», то есть учреждением, подотчетным и зависимым от ответчика по делу – ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России. Считает, что судом незаконно было оставлено без удовлетворения его ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.

В возражениях на жалобу ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения. 

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шафигуллин И.Р. длительное время наблюдался у врача-офтальмолога с повышением внутриглазного давления, получал медикаментозную терапию.

28 февраля 2017 года ГУЗ «Городская поликлиника № 4» г. Ульяновска Шафигуллину И.Р. впервые было выдано направление на медико-социальную экспертизу с основным диагнозом: «***», сопутствующие заболевания «***».

06 марта 2017 года по результатам очно проведенной медико-социальной экспертизы в бюро № 10 ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области инвалидность истцу не была установлена.

20 марта 2017 года в экспертном составе № 1 ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области проведена очная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования решения Бюро № 10, группа инвалидности истцу также не установлена.

По результатам проведенной 18-19 мая 2017 года в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России заочной медико-социальной экспертизы установлено, что снижение остроты зрения левого глаза при сохранной остроте зрения правого глаза Шафигуллина И.Р. не ограничивало его жизнедеятельности, в том числе способности к передвижению, самообслуживанию, ориентации, способности к трудовой деятельности, и не определяло необходимость социальной защиты. Правовых оснований для установления Шафигуллину И.Р. инвалидности не имелось.

Полагая, что приведенными выше решениями ответчиков незаконно отказано в установлении инвалидности, Шафигуллин И.Р. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, и на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 1 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) определено, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Статьей 8 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в том числе установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 181-ФЗ).

Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 (далее – Правила).

Как указано в п. 2 Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п. 3 Правил).

Согласно п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В соответствии с п. 6 Правил наличие только одного из указанных в пункте 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказывая в удовлетворении требований Шафигуллина И.Р., суд первой инстанции обоснованно принял во внимание заключение проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизы, согласно которому у Шафигуллина И.Р. на момент проведения каждого из освидетельствований у ответчиков (06 марта, 20 марта, 19 мая 2017 года) признаков инвалидности не имелось. Не установлено таковых экспертами и в период проведения судебной экспертизы.

Оснований не доверять указанному заключению экспертов не имеется, поскольку оно соответствует по своей форме и содержанию установленным требованиям.

В соответствии со ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами. Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая заключение судебной медицинской экспертизы, судебная коллегия приходит к выводу, что данное заключение является допустимым доказательством, так как оно выполнено экспертами, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Само оспариваемое истцом заключение составлено грамотно, в нем имеется вводная, исследовательская и заключительная части. В тексте исследовательской части в ясной и простой форме изложен ход исследования, содержатся ссылки на руководящие документы, использованные при проведении экспертизы. Выводы экспертов исключают возможность их двоякого толкования. При таких обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований не доверять заключению судебно-медицинской экспертизы.

Выводы экспертов согласуются и с иными материалами дела относительно заболевания Шафигуллина И.Р. и его медицинской документацией.

Утверждения стороны истца о том, что имелись основания для назначения по делу повторной судебной экспертизы, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации это право суда, которое может быть им реализовано в связи с неполнотой либо возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения. Заключение судебно-медицинской экспертизы по настоящему делу, как было указано выше, таких сомнений не вызывает.

Доводы жалобы о недостаточной научной обоснованности выводов экспертов судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на личном мнении истца, не имеющего специальных познаний в данной области, и противоречат сведениям, имеющимся в самом экспертном заключении, где содержатся ссылки на медицинскую документацию истца и результаты его личного освидетельствования.

Оснований не доверять заключению судебной экспертизы по тому основанию, что экспертиза проведена федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области», также не имеется, поскольку как Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, так и главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, в силу п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 11 октября 2012 года № 310н, относятся к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы и находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ходатайство о проведении по делу судебной медико-социальной экспертизы было заявлено самим истцом письменно (л.д. 30), при этом выбор экспертного учреждения Шафигуллин И.Р. оставил на усмотрение суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно. Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                 Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Шафигуллина Илизара Рифнатовича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи