Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выдаче удостоверения ветерана боевых действий
Документ от 23.01.2018, опубликован на сайте 30.01.2018 под номером 71039, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, выдаче удостоверения ветерана боевых действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гельвер Е.В.                                                  Дело № 33-251/2018 (33-5708/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                23 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кабанова Александра Николаевича на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении  исковых  требований  Кабанову Александру Николаевичу  о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, выдаче  удостоверения  ветерана  боевых  действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Кабанова А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кабанов А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области по г. Инзе, Инзенскому и Базарносызганскому районам, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ (ВК Ульяновской области»), комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий (далее – Комиссия ЦВО) о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности по выдаче  ему такого удостоверения. В обоснование иска указал, что 03 июня 2003 года был призван на военную службу по призыву, и в период с 02 декабря 2003 года по 03 июля 2005 года проходил службу в воинской части ***, которая дислоцировалась в *** и находилась на территории проведения контртеррористических операций и в зоне боевых действий. 05 октября 2004 года он обратился с рапортом на имя командира воинской части о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Согласно справки от 20 июля 2005 года начальника штаба воинской части удостоверение ему не было выдано по причине отсутствия соответствующих бланков. 29 апреля 2006 года Управлением кадров Южного военного округа на его имя было оформлено удостоверение ветерана боевых действий серии *** № ***, однако на руки оно ему выдано не было по причине его увольнения из вооруженных сил и убытия на постоянное место жительства в ***, а 05 октября 2006 года – возвращено в адрес начальника Управления кадров Южного военного округа и уничтожено по акту в 2008 году. Заключением Комиссии ЦВО от 07 апреля 2014 года и повторно от 22 июня 2016 года в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему отказано ввиду отсутствия документального подтверждения его участия в боевых действиях. С заключениями Комиссии ЦВО он не согласен, поскольку они приняты в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации № 2288 от 11 августа 2012 года, то есть после его увольнения со службы. Воинская часть, в которой он проходил службу ***, с 01 июля 2009 года расформирована, в связи с чем не представляется возможным представить выписки из приказов командира о непосредственном участии военнослужащих в контртеррористических операциях. Факт оформления на его имя удостоверения подтвержден в ходе проверки, проведенной военной прокуратурой по его обращению. Кроме того, согласно приказу № 23 от 05 октября 2004 года командира воинской части со дня его зачисления на службу по контракту ему была установлена ежемесячная надбавка за особые условия службы в двукратном размере от установленной нормы, а летом 2005 года ему предоставлялся отпуск продолжительностью 45 суток. Ссылаясь на ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просил признать незаконными заключения Комиссии ЦВО от 07 апреля 2014 года и от 22 июня 2016 года об отказе в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, обязать ответчиков выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кабанов А.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает, что собранные по делу доказательства являлись достаточными для удовлетворения иска. Просит учесть, что ответчики не оспаривали факт оформления на его имя удостоверения ранее. По мнению автора жалобы, предметом спора являлось не наличие у него права на получение удостоверения ветерана боевых действий, а факт его выдачи и последующей утраты по вине должностных лиц. Считает, что сам факт оформления на его имя удостоверения ранее подтверждает его участие в боевых действиях, в связи с чем он не должен был доказывать данное обстоятельство. Доводы ответчиков об отсутствии документов, подтверждающих его участие в боевых действиях, являются предположением, на которых не может быть основано решение суда. Полагает, что суд необоснованно не принял во внимание письменное заявление Г*** В.Н. и показания свидетеля К*** Е.И., с которыми он служил в одной войсковой части и которым выданы удостоверения ветерана боевых действий. По мнению автора жалобы, установление ему повышенных надбавок за особые условия службы, льготное исчисление срока службы и предоставление более продолжительного отпуска также свидетельствуют о его участии в боевых действиях.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кабанов А.Н., *** года рождения, 03 июня 2003 года был призван на военную службу по призыву Военным комиссариатом *** Ульяновской области, зачислен в списки личного состава войсковой части *** 02 декабря 2003 года.

03 октября 2004 года Кабанов А.Н. заключил контракт о прохождении военной службы сроком на три года.

На основании приказа № 23 от 05 октября 2004 года командира войсковой части *** рядовой Кабанов А.Н. зачислен в списки личного состава водителем автомобильного взвода роты материального обеспечения.

Этим же приказом Кабанову А.Н. установлены ежемесячные надбавки к окладу по воинской должности: ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100% от оклада по воинской должности с учетом повышения на 50%, предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 95; за сложность, напряженность и специальный режим службы – в размере 70% в соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации № 245 от 2002 года; полевые деньги - в двукратном размере от установленной нормы в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 95; а также льготное исчисление выслуги лет – из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Приказом командира войсковой части № 37 от 20 июля 2005 года Кабанов А.Н. исключен из списков личного состава части 03 июля 2005 года, уволен с военной службы по собственному желанию.

12 февраля 2005 года Кабанов А.Н. обратился к командиру войсковой части *** с рапортом об оформлении ходатайства о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.

Кабанов А.Н. был включен в список-заявку от 25 апреля 2005 года военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части ***, имеющих право на получение удостоверений ветерана боевых действий (порядковый номер 133).

С этим же порядковым номером Кабанов А.Н. значится в отчете о выдаче удостоверений ветерана боевых действий войсковой части ***, выписанных 29 апреля 2005 года. Роспись Кабанова А.Н. в данном отчете о получении удостоверения серии *** № *** отсутствует.

В списке от 05 октября 2006 года удостоверений ветеранов боевых действий, возвращенных в Управление кадров Северо-Кавказского военного округа, в связи с убытием или увольнением военнослужащих, а также в связи с испорченностью бланков удостоверений ветеранов боевых действий, Кабанов А.Н. значится под номером 173.

Как указано в справке начальника штаба войсковой части *** от 20 июля 2005 года, удостоверение ветерана боевых действий Кабанову А.Н. не выдавалось в связи с отсутствием бланков; основанием выдачи удостоверения является рапорт, поданный декабре 2004 года.

Согласно архивным справкам филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Пугачев Саратовской области) от 11 февраля 2014 года и от 03 октября 2017 года Кабанов А.Н. не значится: в приказах командира войсковой части *** за декабрь 2003 года, январь-декабрь 2004 года, январь-июль 2005 года н.п. *** «О выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении»; в расчетно-платежных ведомостях на выплату денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях военнослужащим войсковой части *** за январь-декабрь 2004 года, январь-июль 2005 года.

В 2014 году первоначально, а затем в 2016 году повторно Кабанов А.Н. обращался в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, полагая, что он как участник контртеррористических операций, вправе претендовать на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий.

07 апреля 2014 года по результатам рассмотрения первоначального заявления, а 22 июня 2016 года – повторного заявления Кабанова А.Н. председателем названной выше комиссии были утверждены заключения об отказе в выдаче Кабанову А.Н. удостоверения ветерана боевых действий по причине отсутствия документов, подтверждающих факт непосредственного участия Кабанова А.Н. в боевых действиях.

Полагая отказ в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, Кабанов А.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III этого перечня к периодам ведения боевых действий отнесено в том числе выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

До 05 ноября 2017 года действовал Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288.

В соответствии с пунктом 7 Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В пункте 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»).

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, согласно пункту 9 Порядка, лицами, выполнявшими задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно подпункту «в» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 данного Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Между тем, таких документов о непосредственном участии Кабанова А.Н. в боевых действиях в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период прохождения им военной службы по контракту после августа 1999 года, в материалах дела не имеется.

Напротив, из имеющихся в материалах дела архивных справок филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации следует, что в документах архива отсутствуют сведения об участии Кабанова А.Н. в боевых действиях в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона за период с декабря 2003 года по июль 2005 года, о чем указано выше.

В военном билете Кабанова А.Н. и его учетно-послужной карточке отсутствуют какие-либо записи об участии истца в боевых действиях.

Вопреки утверждениям Кабанова А.Н, то обстоятельство, что в 2005 году на его имя было оформлено удостоверение ветерана боевых действий, не является безусловным основанием для выдачи ему такого удостоверения в настоящее время в отсутствие документов, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях.

Из материалов дела видно, что основанием для выдачи удостоверения в 2005 году являлся рапорт самого истца, а не требуемые в силу закона документы, как-то: выписки из приказов командира воинской части с указанием даты или периодов участия Кабанова А.Н, в контртеррористических операциях, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба; документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Суд обоснованно не принял во внимание письменные пояснения и показания в суде сослуживцев Кабанова А.Н., поскольку данные доказательства не отвечают требованиям допустимости в части подтверждения факта непосредственного участия истца в боевых действиях.

Само по себе прохождение Кабановым А.Н. военной службы, начиная с 03 июня 2003 года по призыву, а затем по контракту – с 03 октября 2004 года по 03 июля 2005 года в войсковой части ***, дислоцированной в тот период времени в ***, не означает фактическое участие истца в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Из материалов дела и пояснений самого истца в суде следует, что Кабанов А.Н. проходил службу в воинской должности водителя роты материального обеспечения, был занят перевозкой военнослужащих, оборудования и продуктов до блок-поста, в отдельные дни привлекался к дежурствам на блок-посте и патрулированию территории.

Установление Кабанову А.Н. приказом командира войсковой части *** от 05 октября 2004 года надбавки за особые условия в размере 100% от оклада по воинской должности с учетом повышения на 50%, суточных в повышенном размере, а также предоставление отпуска большей продолжительности также не свидетельствует о непосредственном участии истца в боевых действиях.

Повышенный объем гарантий был установлен Кабанову А.Н. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 95 от 25 марта 2005 года как военнослужащему, проходящему службу по контракту на территории Северо-Кавказского региона.

Этим же приказом Министра обороны (п.п. «в» п. 4) установлено льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, принимавших непосредственное участие в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях, из расчета один месяц военной службы за три месяца, тогда как Кабанову А.Н., как следует из содержания приказа командира войсковой части *** от 05 октября 2004 года, установлено льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                 Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 24 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Кабанова Александра Николаевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи