Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 26.01.2018 под номером 70891, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                          Дело № 33-77/2018 (№ 33-5512/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах  Морозовой Тамары Михайловны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Морозову Тамару Михайловну  лекарственным препаратом «***»  по рецепту  от 13 июня 2017 года серии ***, по рецепту от 11 июля 2017 года серии ***.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Морозовой Т.М. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), государственному учреждению здравоохранения «Центральная городская клиническая больница (далее – ГУЗ «ЦГКБ») о возложении обязанности по оформлению рецептов и обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Морозова Т.М., *** года рождения, страдает заболеванием «***», в связи с чем ей жизненно необходимо получение лекарственных препаратов: таблеток «***» и «***».  13 июня и 11 июля 2017 года Морозовой Т.М. лечащим врачом ГУЗ «ЦГКБ» были выписаны рецепты для получения лекарственного средства «***» дозировкой 1000 мг № 60 по каждому рецепту.  При обращении Морозовой Т.М. в аптечное учреждение АО «УльяновскФармация» в выдаче указанных препаратов было отказано по причине их отсутствия в аптечной сети. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязать обеспечить Морозову Т.М. лекарственным препаратом «***» в необходимом объеме за июнь и июль 2017 года в соответствии с ее диагнозом.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку лекарственного препарата «***» по государственному контракту. Полагает, что необеспечение Морозовой Т.М. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Указывает, что дальнейшее обеспечение Морозовой Т.М. спорным лекарственным препаратом Министерством осуществляется. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Морозова Т.М., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание «***». Все лекарственные средства, *** (100 г в месяц), ***, ***», «***» 1 и 2, *** к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Морозова Т.М страдает заболеванием «***», в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата «***».

13 июня 2017 года Морозовой Т.М. лечащим врачом был выписан рецепт на получение бесплатно лекарственного препарата «***» дозировкой 1000 мг № 60.

11 июля 2017 года лечащим врачом Морозовой Т.М. был выписан рецепт на тот же лекарственный препарат и в том же объеме.

Однако лекарственные препараты по рецептам врача Морозовой Т.М. предоставлены не были.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Морозовой Т.М. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Морозовой Т.М. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Морозовой Т.М. лекарственными препаратами осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Морозову Т.М. лекарственными препаратами по рецептам от 13 июня и 11 июля 2017 года.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Морозова Т.М.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи