Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ во включении периодов работы в страховой стаж
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 26.01.2018 под номером 70889, 2-я гражданская, о зачете в страховой стаж периода работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                   Дело № 33-93/2018 (33-5529/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Скала П.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пугачевой Екатерины Александровны на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 октября 2017 года с учетом определения того же суда от 20 ноября 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Пугачевой Екатерины Александровны   к Государственному учреждению -  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области  о включении периода работы с 25 июня 1978 года до 25 августа 1978 года в совхозе «*** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Пугачевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пугачева Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска, пенсионный орган) с заявлением о зачете в страховой стаж периода работы в строительном отряде с 25 июня до 25 августа 1978 года в совхозе «***. В зачете указанного периода в стаж ответчиком отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих факт работы, с чем она не согласна. В спорный период она обучалась в ***, о чем имеется запись в трудовой книжке. Период ее работы в строительном отряде подтверждается хозяйственным договором на работы, выполняемые студенческим отрядом *** в совхозе «***», подписанным командиром отряда Ч*** С.А. Кроме того, факт ее работы могут подтвердить свидетели. Ссылаясь на ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», просила зачесть в страховой стаж период работы с 25 июня до 25 августа 1978 года в совхозе «***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Пугачева Е.А. считает решение суда незаконным, необоснованным в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и подлежащим отмене. Полагает, что суд необоснованно не принял в качестве доказательства, подтверждающего факт ее работы, хозяйственный договор от 05 мая 1978 года, поскольку он, по мнению автора жалобы, является трудовым договором, предусматривает условия оплаты труда членов отряда.  Допрошенные в суде свидетели также подтвердили факт ее работы в спорный период в строительном отряде. Считает, что она не может нести ответственность за отсутствие документов, подтверждающих факт работы и начисление заработной платы. Просит учесть, что действующее законодательство допускает возможность подтверждения факта работы документально, а в случае утраты документов  не по вине работника - свидетельскими показаниями.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 23 сентября 2016 года Пугачева Е.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Пугачева Е.А. обращалась в ГУ-УПФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о включении в общий и страховой стаж периода работы с 25 июня до 25 августа 1978 года в составе студенческого отряда *** в совхозе «***».

Во включении указанного периода в общий и страховой стаж Пугачевой Е.А. ответчиком отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт работы в спорный период.

Полагая отказ во включении в стаж спорного периода работы незаконным, Пугачева Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных отношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Понятие страхового стажа содержится в п. 2 ст. 3 Федерального закона №400-ФЗ, согласно которому страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила от 02 октября 2014 года).

Согласно п. 11 Правил от 02 октября 2014 года документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года (далее – Положение от 04 октября 1991 года), трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных данным Положением.

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

При отсутствии указанных документов в качестве доказательства трудового стажа принимаются расчетные книжки и членские билеты профсоюзов, учетные карточки члена профсоюза. При этом расчетные книжки подтверждают периоды работы только за время, за которое имеются отметки о выплате заработной платы, а членские билеты профсоюзов либо учетные карточки члена профсоюза - за время, за которое имеются отметки об уплате членских взносов с заработной платы или стипендии (п. 1.1 Положения от 04 октября 1991 года).

В спорный период действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года № 162 (далее – Инструкция от 20 июня 1974 года), которая также предусматривала, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.

Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию (п. 1.1).

Пунктом 2.15 Инструкции от 20 июня 1974 года было предусмотрено, что студентам, учащимся, аспирантам и клиническим ординаторам, имеющим трудовые книжки, учебное заведение (научное учреждение) вносит записи о времени обучения в дневных отделениях (в том числе подготовительных) высших и средних специальных учебных заведений, в партийных школах и школах профдвижения. Основанием для таких записей являются приказы учебного заведения (научного учреждения) о зачислении на учебу и об отчислении из числа студентов, учащихся, аспирантов, клинических ординаторов.

Период работы указанных студентов, учащихся, аспирантов и клинических ординаторов в студенческих отрядах, при прохождении производственной практики и при выполнении научно-исследовательской хоздоговорной тематики подтверждается соответствующей справкой с указанием специальности, квалификации, должности и времени работы. На основании этих справок учебные заведения (научные учреждения) обеспечивают занесение в трудовые книжки студентов, учащихся, аспирантов и клинических ординаторов сведений о работе согласно полученным данным. Справки хранятся в личных делах указанных лиц как документы строгой отчетности.

Студентам, учащимся, аспирантам и клиническим ординаторам, ранее не работавшим и в связи с этим не имеющим трудовых книжек, сведения о работе в студенческих отрядах, на производственной практике, а также о выполнении научно-исследовательской хоздоговорной тематики на основании справок вносятся предприятием, где в дальнейшем они будут работать (п. 2.16 Инструкции от 20 июня 1974 года).

Согласно нормам ранее действовавшего законодательства студенческие отряды формировались по принципу добровольности из числа успевающих студентов. Порядок приема на работу, продолжительность рабочего времени и другие условия труда для членов студенческих отрядов устанавливалась в соответствии с законодательством об условиях труда временных рабочих и служащих. На членов студенческих отрядов распространялись условия оплаты труда, действующие на предприятиях и в организациях, где они выполняли работы (постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 26 мая 1967 года № 386 «О мерах по улучшению организации и повышению эффективности летних работ студентов», распоряжения Совета Министров СССР от 20 ноября 1963 года №2344, от 12 сентября 1968 года № 1918).

В трудовой книжке Пугачевой Е.А. отсутствуют сведения о спорном периоде ее работы, первая запись о работе сделана 28 марта 1980 года, а до этого содержится указание об учебе Пугачевой Е.А. в *** с 1977 года по 1980 год.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, хозяйственный договор от 05 мая 1978 года, оформленный на бланке типовой формы и подписанный директором совхоза «***», с одной стороны, и представителем строительного студенческого отряда, с другой стороны, не может служить подтверждением факта работы Пугачевой Е.А. в период с 25 июня до 25 августа 1978 года и начисления ей заработной платы, и по своему содержанию к числу трудовых договоров, которые заключаются с конкретным работником, отнесен быть не может.

Документы, свидетельствующие о получении Пугачевой Е.А. в спорный период времени заработной платы, а также уплаты за нее страховых взносов (взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога), в материалах дела отсутствуют.

В силу закона данные обстоятельства свидетельскими показаниями подтверждены быть не могут.

Действительно, как указывает Пугачева Е.А. в апелляционной жалобе, п. 37 Правил от 02 октября 2014 года допускает возможность установления периодов работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В таком случае к заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются: а) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия; б) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием и невозможность их восстановления; в) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом на основании свидетельских показаний.

В соответствии с п. 38 Правил от 02 октября 2014 года при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний по указанным причинам прилагается документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе не по вине работника и невозможность их получения.

Однако в случае с истцом указанных выше оснований для установления факта работы только на основании показаний двух и более свидетелей не имеется, так как Пугачевой Е.А. не представлены сведения об утрате документов о ее работе по вине работодателя либо в силу иных причин.

В трудовых книжках лиц, которые были допрошены в суде первой инстанции в качестве свидетелей, также как и у Пугачевой Е.А., отсутствуют сведения о работе в период обучения в ***.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения в страховой стаж Пугачевой Е.А. периода ее работы в студенческом отряде.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                 Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 октября 2017 года с учетом определения того же суда от 20 ноября 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Пугачевой Екатерины Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи