УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кудряшева Н.В. Дело№33-125/2018
(№ 33-5567/2017)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 января 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 октября 2017 года,
по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в
интересах Камалетдиновой А*** Р*** удовлетворить.
Взыскать
с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Камалетдиновой А***
Р*** денежные средства в размере 1374 р. 90 коп. (одну тысячу триста семьдесят
четыре рубля девяносто копеек), затраченные на приобретение лекарственного
препарата *** по рецептам от 14 июня 2017 года серии *** № *** и от 14 июля
2017 года серии *** № ***.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора
Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.
Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Камалетдиновой А.Р.,
обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о взыскании денежных средств.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Камалетдинова
А.Р., *** года рождения, является ребенком, страдающим ***, в связи с чем имеет
право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.
14.06.2017,
14.07.2017 лечащим врачом Федерального государственного бюджетного учреждения
здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического
агентства» (далее - ФГБУЗ «КБ № 172 ФМБА») Камалетдиновой А.Р. были выписаны
рецепты серии *** № *** и № *** для получения лекарственного препарата «***).
Указанный
медицинский препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р.
Однако при обращении
матери ребенка в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в выдаче указанного
медицинского препарата было отказано по причине его отсутствия в наличии.
Лекарственный
препарат «***) на сумму 1374,90 руб. был приобретен законным представителем
Камалетдиновой А.Р. за счет собственных средств.
Просил взыскать с
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в пользу Камалетдиновой А.Р. денежные средства в размере 1374,90 руб.,
затраченные на приобретение лекарственного препарата ***).
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить
и принять новое решение. Указывает, что Министерством закупался лекарственный
препарат *** согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению
отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского
применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской
области от 27.12.2016 № 0168200002416007724-0029238-02. Полагает,
что не обеспечение Камалетдиновой А.Р. лекарственным препаратом возникло по
вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по
обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным
льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению
автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно
производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по
решению суда. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.
Дело
рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и
месте рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Камалетдинова А.Р. ***
года рождения страдает ***.
Согласно выпискам из медицинской карты Камалетдинова
А.Р. нуждается в постоянном и длительном приеме препарата «***».
В июне и июле 2017 года лечащим врачом ФГБУЗ
КБ N 172 ФМБА России истцу были выписаны льготные рецепты на данный лекарственный
препарат.
В связи с отсутствием в аптечной сети АО
"УльяновскФармация" лекарственного препарата истец приобрел
необходимый лекарственный препарат за счет собственных средств, оплатив
стоимость препарата 1374,9 руб..
Полагая, что Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, нарушившее права истца,
обязано возместить денежные средства, затраченные на приобретение
лекарственного препарата, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно
определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению,
руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных
требований.
Вывод суда мотивирован, поводов не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно п. 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890
"О государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения" Правительство Российской
Федерации утверждает Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем
правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют лица страдающие ***
на лечение данного заболевания.
В соответствии со ст. 70
Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует
своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который
является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с
использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании
(состоянии) пациента.
Порядок назначения и выписывания
лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 декабря 2012 года N 1175н (далее - Порядок).
Истец в установленном порядке получил рецепт,
по которому в установленный срок не смог
получить лекарственный препарат.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
верному выводу о том, что нарушенное право Камалетдиновой А.Р. на бесплатное обеспечение необходимым
лекарственным препаратом подлежит защите и восстановлению в данном случае путем
взыскания в пользу матери (законного
представителя) денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного
препарата в сумме 1374,9 руб.
Суд первой
инстанции обоснованно возложил обязанность по возмещению расходов на
приобретение лекарства на Министерство
здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 N 387-П (ред. от
30.01.2017) "О некоторых мерах по реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке
развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и
учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения" на территории Ульяновской области" установлено, что финансирование
расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении
граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый
год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий
мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с
законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом,
обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на
Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт
по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает
ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен
между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и
обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к друг другу, тогда как истец не является
стороной по договору.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 25
октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: