Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение бесплатными лекарственными препаратами
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 29.01.2018 под номером 70857, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарством, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                     Дело № 33-207/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и                        социального благополучия Ульяновской области на решение                              Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 октября 2017 года,                           по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Белова Сергея Геннадьевича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Белова Сергея Геннадьевича лекарственным препаратом *** в дозировке 3 мг № 30 в количестве 1 единицы по рецепту серии *** № *** от 27.07.2017, лекарственным препаратом *** в дозировке 1 мг № 30 в количестве 2 единиц по рецепту серии *** № *** от 27.07.2017, изделием медицинского назначения *** в количестве 1 единицы по рецепту серии *** № *** от 27.06.2017, изделием медицинского назначения *** в количестве 1 единицы по рецепту серии *** № *** от 28.07.2017.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Белова С.Г. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Белов С.Г., *** года рождения, является инвалидом по заболеванию «***», в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета. Лечащим врачом Государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 2» Белову С.Г. выписаны рецепты: 27.06.2017 серии *** № *** на *** в количестве 1 единицы;  27.07.2017 серии *** № *** на «*** в дозировке 3 мг № 30 в количестве 1 единицы; от 27.07.2017 серии *** № *** на «***)» в дозировке 1 мг № 30 в количестве 2 единиц;  28.07.2017 серии *** № *** на *** в количестве 1 единицы.

Однако указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения Белов С.Г. до настоящего времени не обеспечен, что значительно влияет на его здоровье и самочувствие.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Белова С.Г. лекарственным препаратом «*** в дозировке 3 мг № 30 в количестве 1 единицы по рецепту от 27.07.2017 серии *** № ***, лекарственным препаратом «***)» в дозировке 1 мг № 30 в количестве 2 единиц по рецепту от 27.07.2017 серии *** № ***, изделием медицинского назначения *** в количестве 1 единицы по рецепту от 27.06.2017 серии *** № ***, изделием медицинского назначения *** в количестве 1 единицы по рецепту от 28.07.2017 серии *** № ***.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «УльяновскФармация».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – *** согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан медицинскими изделиями для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. По вопросу обеспечения Белова С.Г. медицинскими изделиями *** по рецептам от 27.06.2017, 28.07.2017 поясняет, что в настоящее время у указанных рецептов истек срок годности, в связи с чем возможность обеспечения данными медицинскими изделиями по этим рецептам отсутствует. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Полагает, что не обеспечение Белова С.Г. медицинскими изделиями *** по рецептам от 27.06.2017, 28.07.2017, лекарственным препаратом «***» по рецептам от 27.07.2017, 27.07.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Также обращает внимание, что медицинские изделия имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Белов С.Г., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Перечнем изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным ка­тегориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной по­мощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального раз­вития Российской Федерации N 1 от 09.01.2007, предусмотрено предоставление тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Белов С.Г., *** года рождения,   состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская Поликлиника № 2» с диагнозом ***.

Лечащим врачом  ГУЗ «Городская поликлиника № 2»  Белову С.Г. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного средства и изделий медицинского  назначения: серии *** № *** от 27.06.2017 на *** в количестве 1 шт.; серии *** за № *** от 27.07.2017 на лекарственное средство «***» 3 мг. № 30 в количестве 1 упаковки; серии *** № *** от 27.07.2017 на «***» 1 мг. № 30 в количестве 2 упаковок; серии *** за № *** от 28.07.2017 на *** в количестве 1 упаковки.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Белов С.Г. *** и лекарственным препаратом «***» по указанным выше рецептам обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Белова С.Г. лекарственным препаратом «***» и  медицинскими изделиями – ***  в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения как лекарственными препаратами, так и   средствами диагностики (***) лежит как на ГУЗ «Городская поликлиника № 2», так и  на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав истцу рецепты на бесплатное получение лекарственного средства «***» и  ***.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему лекарственными препаратами и изделиями медицинского  назначения в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственным препаратом и изделием  медицинского назначения (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по обеспечению Белова С.Г. лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                               от 16 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: