УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33-207/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 января 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной
жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 16 октября 2017 года, по которому
постановлено:
исковые
требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Белова Сергея
Геннадьевича удовлетворить.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Белова Сергея Геннадьевича лекарственным
препаратом *** в дозировке 3
мг № 30 в количестве 1 единицы по рецепту серии *** № *** от 27.07.2017,
лекарственным препаратом *** в дозировке 1
мг № 30 в количестве 2 единиц по рецепту серии *** № *** от 27.07.2017,
изделием медицинского назначения *** в количестве 1 единицы по рецепту серии ***
№ *** от 27.06.2017, изделием медицинского назначения *** в количестве 1
единицы по рецепту серии *** № *** от 28.07.2017.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ленинского
района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Белова С.Г. к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
изделиями медицинского назначения.
В обоснование иска
указано, что прокуратурой Ленинского района города Ульяновска проведена
проверка, в ходе которой было установлено, что Белов С.Г., *** года рождения, является инвалидом по
заболеванию «***», в связи с чем
имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств
федерального и регионального бюджета. Лечащим
врачом Государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 2»
Белову С.Г. выписаны рецепты: 27.06.2017 серии *** № *** на *** в количестве 1
единицы; 27.07.2017 серии *** № *** на «***
в дозировке 3 мг № 30 в количестве 1 единицы; от 27.07.2017 серии *** № *** на
«***)» в дозировке 1 мг № 30 в количестве 2 единиц; 28.07.2017 серии *** № *** на *** в
количестве 1 единицы.
Однако указанными
лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения Белов С.Г. до
настоящего времени не обеспечен, что значительно влияет на его здоровье и
самочувствие.
Просил обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Белова С.Г. лекарственным препаратом «*** в дозировке 3 мг №
30 в количестве 1 единицы по рецепту от 27.07.2017 серии *** № ***,
лекарственным препаратом «***)» в дозировке 1 мг № 30 в количестве 2 единиц по
рецепту от 27.07.2017 серии *** № ***, изделием медицинского назначения *** в
количестве 1 единицы по рецепту от 27.06.2017 серии *** № ***, изделием
медицинского назначения *** в количестве 1 единицы по рецепту от 28.07.2017
серии *** № ***.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «УльяновскФармация».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – *** согласно
государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий
граждан медицинскими изделиями для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области. По
вопросу обеспечения Белова С.Г. медицинскими изделиями *** по рецептам от
27.06.2017, 28.07.2017 поясняет, что в настоящее время у указанных рецептов
истек срок годности, в связи с чем возможность обеспечения данными медицинскими
изделиями по этим рецептам отсутствует. Обращает внимание, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы,
обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.
Полагает, что не обеспечение Белова С.Г. медицинскими изделиями *** по рецептам
от 27.06.2017, 28.07.2017, лекарственным препаратом «***» по рецептам от
27.07.2017, 27.07.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не
исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их
отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством
контракта. Также обращает внимание, что медицинские изделия имеют срок годности
и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться
и Белов С.Г., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными
препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и
времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При разрешении
требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон,
которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела,
выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и
установленным обстоятельствам дела.
Порядок оказания
медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37
Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской
помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 43
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально
значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и
обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских
организациях.
Согласно постановлению
Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально
значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для
окружающих» «***» включен в перечень социально значимых заболеваний.
Раздел «Категории
заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения
населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета
субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также
средств диагностики больным диабетом.
Перечнем изделий
медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании
дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям
граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации N 1 от 09.01.2007, предусмотрено предоставление
тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови льготной категории
граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Белов С.Г., *** года рождения, состоит на
диспансерном учете в ГУЗ «Городская Поликлиника № 2» с диагнозом ***.
Лечащим врачом
ГУЗ «Городская поликлиника № 2»
Белову С.Г. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного
средства и изделий медицинского
назначения: серии *** № *** от 27.06.2017 на *** в количестве 1 шт.;
серии *** за № *** от 27.07.2017 на лекарственное средство «***» 3 мг. № 30 в
количестве 1 упаковки; серии *** № *** от 27.07.2017 на «***» 1 мг. № 30 в
количестве 2 упаковок; серии *** за № *** от 28.07.2017 на *** в количестве 1
упаковки.
Постановлением Правительства Ульяновской области
от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении
территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый
период 2018 и 2019 годов утвержден перечень
лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения
и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по
рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном
лечении которых лекарственные препараты,
специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50%
скидкой со свободных цен.
В соответствии с
п.2 Порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом
Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных
бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их
учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов
осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них
полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1
Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года №
328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий
медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические
учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по
установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем
лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава
России (п.2.3).
В силу п. 2.5
Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные
средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве,
указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска
которых указаны в п. 1.11Инструкции
и приложении №
1 к Инструкции.
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в
том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим
врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному
лекарственного препарата.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана
надлежащая правовая оценка, Белов С.Г. *** и лекарственным препаратом «***» по
указанным выше рецептам обеспечен не был.
Удовлетворяя
заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по
обеспечению Белова С.Г. лекарственным препаратом «***» и медицинскими изделиями – *** в количестве, необходимом по медицинским
показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что
невыполнение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными
необходимыми лекарствами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном
нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно
на период лечения как лекарственными препаратами, так и средствами диагностики (***) лежит как на ГУЗ
«Городская поликлиника № 2», так и на
Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. При этом, свою
обязанность медицинское учреждение
выполнило в полном объеме, выписав истцу рецепты на бесплатное получение
лекарственного средства «***» и ***.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Так, фактическое
обеспечение истца необходимыми ему лекарственными препаратами и
изделиями медицинского назначения в
данном случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов
лекарственным препаратом и изделием
медицинского назначения (наличие их в специализированной аптечной сети),
что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области
Исходя из
вышеизложенного, суд правильно принял
решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обязанность по обеспечению Белова С.Г.
лекарственным препаратом и изделием медицинского назначения.
Доводы апелляционной
жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и
оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении,
нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения,
по делу не установлено.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от
16 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: