Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение бесплатными лекарственными препаратами
Документ от 19.12.2017, опубликован на сайте 26.12.2017 под номером 70634, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в предоставлении рецептурного назначения на лекарственные препараты, о признании бездействия незаконным, обязывании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов затраченных на приобретение лекарственных препаратов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                  Дело № 33-5464/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             19 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 04 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Таран Веры Алексеевны к Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» о признании незаконным отказа в предоставлении рецептурного назначения на лекарственные препараты удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГУЗ «Ульяновская районная больница» в предоставлении Таран Вере Алексеевне рецептурного назначения на лекарственные препараты ***.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах Таран Веры Алексеевны к                            Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия               Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Таран В.А.,  возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И. полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Таран В.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» о признании незаконным отказа в предоставлении рецептов на лекарственные препараты, признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Таран В.А., является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Ульяновская районная больница» с диагнозом ***. Согласно назначению врача Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница» от 01.01.2017 Таран В.А. назначен лекарственный препарат *** по схеме: 1 раз в три месяца в течение 15 дней по 8 таблеток в день постоянно.

Между тем, лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» в своевременной выписке бесплатных рецептов на указанный препарат Таран В.А. было отказано, в связи с чем она была вынуждена приобретать необходимый лекарственный препарат самостоятельно.

Согласно товарным чекам Таран В.А. в аптечном учреждении был приобретен лекарственный препарат ***: 01.12.2016 в количестве 2 упаковок по 100 таблеток по 10 мг на сумму 44 000 руб., 16.04.2017 в количестве 2 упаковок по 100 таблеток по 10 мг на сумму 25 600 руб., а всего на сумму 69 600 руб.

На лечение в январе 2017 года и в апреле 2017 года потребовалось 3 упаковки препарата *** по 100 таблеток, на общую сумму 56 800 руб.

Кроме того, 29.12.2016 Таран В.А. врачом стационарного отделения ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» в связи с имеющимся у неё заболеванием назначены препараты *** по 2 таблетки по 50 мг каждый день постоянно, *** по 20 мг 1 раз в неделю постоянно.

Однако рецептурные назначения на указанные препараты в ГУЗ «Ульяновская районная больница» выписаны не были, в связи с чем лекарственные препараты приобретались Таран В.А. самостоятельно: ***: 21.12.2016 - 3 упаковки по 25 таблеток. по 50 мг. на сумму 2862,60 руб., 03.03.2017 - 3 упаковки по 25 таблеток по 50 мг. на сумму 2863,80 руб., ***: 31.01.2017 0,01 мл 5 мл. № 5 на сумму 1448,40 руб., 15.03.2017 - 50-мг/мл 20 мг 0,4 мл № 1 на сумму 826 руб. Всего лекарственные препараты были приобретены на сумму 64 800,80 руб.

Просил признать незаконным отказ ГУЗ «Ульяновская районная больница» в предоставлении Таран В.А. рецептов на бесплатное получение  лекарственных препаратов ***, признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Таран В.А., лекарственными препаратами ***, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечивать Таран В.А. указанными лекарственными препаратами, взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Таран В.А. в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов *** 64 800,80 руб.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница», акционерное общество «УльяновскФармация».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что ГУЗ «Ульяновская районная больница» была сформирована заявка на закупку лекарственных препаратов на 2017 год 01.10.2016. Министерством в соответствии с поданными заявками в рамках выделенных Министерством финансов Ульяновской области средств из областного бюджета закупались лекарственные препараты *** на 2017 год согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Однако инвалидность Таран В.А. была установлена 06.10.2017, к лечащему врачу участковой больницы ГУЗ «Ульяновская районная больница» за назначением лекарственных препаратов *** она обратилась 09.01.2017. Соответственно, указанные лекарственные препараты для Таран В.А. не вошли в заявку ГУЗ «Ульяновская районная больница» на закупку лекарственных препаратов на 2017 год и лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская районная больница» не могли быть выписаны Таран В.А. льготные рецепты на данные лекарственные препараты.

Обращает внимание, что назначение и выдача рецептов на лекарственные препараты в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Апелляционное представление отозвано прокурором  до начала судебного разбирательства.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителем ответчиков Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ  «Ульяновская районная больница», представителей третьих лиц  ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница», АО  «УльянвоскФармация», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  Таран В.А., *** года рождения, 06.10.2016 впервые была установлена  инвалидность *** группы в связи с диагностированным у нее заболеванием:  ***.

С указанным заболеванием Таран В.А. в период с августа по декабрь 2016  неоднократно находилась на стационарном лечении в гематологическом отделении Ульяновской областной больницы. При выписке из ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» 29.12.2016 года Таран В.А. было рекомендовано выписать по месту жительства в январе 2017 года *** 10 мг № 100 капс.- 1 упаковка, продолжить прием: *** 50 мг 2 таб. в день постоянно, *** 20 мг в/в капельно 1 раз в неделю.  

Таран В.А. 13.01.2017, 26.01.2017, 13.03.2017 обращалась в ГУЗ «Ульяновская районная больница», лекарственные препараты *** были ей  назначены участковым врачом, что подтверждается записями в медицинской карте амбулаторного больного, однако рецепты на их бесплатное  получение истице не выдавались.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Инвалиды 1 группы, согласно данному Перечню, бесплатно обеспечиваются всеми лекарственными средствами (по медицинским показаниям). Онкологические заболевания также предусматривают обеспечение всеми лекарственными средствами.

Согласно  п.   4 постановления Правительства РФ  от  29.12.2004 №  864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в  виде   набора   социальных   услуг» финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ- на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», п. 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты,  изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.

Верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам и установив, что, являясь инвалидом *** группы Таран В.А., вне зависимости от даты установления ей группы инвалидности имеет право на  бесплатное лекарственное обеспечение, и  она нуждается  в препаратах ***, суд обоснованно пришел к выводу о том, что невыдача ГУЗ «Ульяновская районная больница» истице в течение трех месяцев рецептов на бесплатное получение  данных лекарств является незаконной.  

Доводы апелляционной жалобы в части того, что невыдача лечащим врачом истице рецептов на  бесплатное получение лекарственных средств связано с тем, что заявка  на закупку лекарственных препаратов на 2017 год была сформирована 01.10.2016, т.е. до установления истице инвалидности, соответственно данные препараты для Таран В.А. не вошли в заявку  и рецепты на их получение  ей выписаны быть не могли, не опровергают выводов суда.

Так, право Таран В.А. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, включающее оформление рецепта, не может быть поставлено в зависимость как от даты установления инвалидности, так и от возможности включения ее в заявку после 01.10.2016.

13.03.2017 ГУЗ «Ульяновская районная больница» направило в адрес Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области письмо  о необходимости внесения Таран В.А. в регистр ДЛО на получение препаратов.

После чего, 27.03.2017 истице был выписан рецепт на препарат ***, 07.04.2017 - на препарат ***,  27.04.2017 - на препарат ***. Последующая выписка рецептов на все эти препараты производилась по обращению пациента. По выписанным рецептам производилось своевременное обеспечение Таран В.А. данными препаратами.

Как было отмечено выше, в соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Из анализа вышеприведенных норм закона, обеспечение  инвалидов бесплатными лекарственными средствами производится по строго установленному порядку – выдача лекарства  производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Поскольку судом верно было установлено, что причиной необеспечения истицы бесплатными лекарственными препаратами явился отказ ее лечащего врача выдать соответствующие рецепты, суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора  о признании бездействия Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  по обеспечению  истицы  бесплатными лекарственными препаратами незаконным.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит правильным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания с Министерства  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Таран В.А. денежных средств, затраченных на приобретение  лекарственных препаратов  *** в общей сумме 64 800,8 руб.

Указанные препараты были приобретены истицей в период с декабря 2016 года по апрель 2017 года в отсутствии рецептов на их бесплатное получение.

Доказательств того, что истица понесла указанные расходы вынужденно, при наличии  соответствующих рецептов и отказе АО «УльяновскФармация» в обеспечении их лекарственными препаратами  суду не представлено.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

 

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области                                        от 04 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: