УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков В.Ю. Дело
№ 33-5232/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 декабря 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове
С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 сентября 2017 года,
по которому постановлено:
Уточнённые исковые
требования Инзенского межрайонного прокурора
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Базина Александра Михайловича лекарственным препаратом «***» в
соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать
Государственное учреждение здравоохранения «Инзенская районная больница»
выписать Базину Александру Михайловичу льготный рецепт на получение
лекарственного препарата «***» в необходимом объеме и в соответствии с его
диагнозом.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Инзенский
межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах
Базина А.М. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ)
«Инзенская районная больница» о возложении обязанности обеспечить
лекарственными средствами. В обоснование требований указал, что Базин А.М., ***
года рождения, наблюдается в ГУЗ «Инзенская районная больница» с диагнозом: «***»,
в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения. 25.03.2017
Базину А.М. лечащим врачом рекомендован лекарственный препарат «***»,
дозировкой 1,0 г 2 раза в день ежедневно. Однако по состоянию на 01.09.2017
должностными лицами ГУЗ «Инзенская районная больница» выписано Базину А.М.
только 5 рецептов на получение лекарственного препарата «***», дозировкой 1000
мг № 60. Вместе с тем, данного количества лекарственного препарата для
адекватного лечения Базина А.М. недостаточно, что следует из тяжести
заболевания и врачебных рекомендаций. Просил обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Базина А.М. лекарственным препаратом «*** в соответствии с
медицинскими показаниями, обязать ГУЗ «Инзенская районная больница» выписать
Базину А.М. льготный рецепт на получение лекарственного препарата «***» в
необходимом объеме и в соответствии с его диагнозом.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно
государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных
категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в
аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Согласно сведениям Региональной информационной системы Базин А.М. был обеспечен
лекарственным препаратом «***» 26.01.2017, 28.02.2017, 27.03.2017,
28.04.2017. В мае, июле, августе, сентябре 2017 года Базину А.М. лечащим
врачом не выписывались льготные рецепты на получение лекарственного препарата «***».
Обращает внимание, что назначение и выдача рецептов на
лекарственный препарат в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012
№ 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных
препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется
лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные
лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным
препаратом, медицинским изделием. Кроме того, указывает, что медицинские
показания могут измениться и Базин А.М., возможно, будет обеспечиваться другими
лекарственными препаратами.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Базин А.М. состоит на учете с диагнозом «***», в связи с чем имеет
право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Данное
обстоятельство не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Ссылаясь на то обстоятельство, что рецепты
Базину А.М. на лекарственное средство «***»
не выписываются и лекарство не предоставляется, Инзенский межрайонный прокурор
Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Судом исковые
требования удовлетворены в полном объеме, с чем судебная коллегия не может
согласиться.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты
медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и
стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.1994 № 890 утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно. В утвержденный Перечень включены лица, страдающие
диабетом по всем лекарственным
средствам.
В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16
Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны
здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи, в том числе, организация работы по обеспечения
указанных лиц лекарственными препаратами.
Положением о Министерстве здравоохранения,
семьи и благополучия Ульяновской
области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от
20.06.2016 № 14/275-П, установлено, что Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим
в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере
охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения,
государственной семейной политики и демографической политики Российской
Федерации (п.1.1). На Министерство
возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» (п.2.2.1).
Согласно п.
2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного
бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет
получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области
имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с
п.2 Порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом
Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных
препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае
возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328,
за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий
медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические
учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной
форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных
препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу п. 2.5
Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными
учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением
лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11
Инструкции и приложении №
1 к Инструкции.
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в
том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим
врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному
лекарственного препарата.
Поскольку рецепты
на лекарственный препарат «***»
Базину А.М. в оспариваемый им период лечащим
врачом не выписывались, а выписанные рецепты лекарством обеспечены, основания
для удовлетворения требований прокурора о возложении на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанности по обеспечению истца указанным лекарственным препаратом не может
быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с
неправильным применением судом норм материального права.
В части
удовлетворенных требований прокурора к ГУЗ «Инзенская районная больница» о
выписке рецептов на препарата «***» решение суда сторонами не обжалуется, в
силу чего предметом проверки судебной коллегии не является.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской
области
от 29 сентября 2017 года отменить в части возложения на Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению
Базина А.М. лекарственным препаратом «***».
В удовлетворении
исковых требований Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области о возложении на
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обязанности обеспечить Базина Александра Михайловича лекарственным
препаратом «***» в соответствии с медицинскими показаниями отказать
В остальной части решение суда оставить без
изменения.
Председательствующий
Судьи: