Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным, возложении обязанности приобрести источники автономного питания
Документ от 12.12.2017, опубликован на сайте 25.12.2017 под номером 70505, 2-я гражданская, о возложении обязанности закупить и установить автономные резервные источники электроснабжения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дементьев Н.Н.                                                            Дело № 33а-5143/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               12 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 07 сентября 2017 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Старомайнского  района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская районная больница» незаконным, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению автономными резервными  источниками питания. 

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области приобрести оборудование, необходимое для обеспечения объектов Государственного учреждения здравоохранения «Старомайнская районная больница» автономными резервными источниками питания.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Старомайнская районная больница» установить автономные резервные источники питания на объектах ГУЗ «Старомайнская районная больница» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А.. полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административном исковым заявлением к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская районная больница» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности приобрести и установить автономные, резервные источники питания. В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки деятельности ГУЗ «Старомайнская районная больница» по организации услуг здравоохранения в режиме чрезвычайной ситуации установлено отсутствие на трех объектах ГУЗ «Старомайнская районная больница» резервных стационарных источников питания, что свидетельствует о не обеспечении первой категории надежности энергоснабжения структурных подразделений больницы. Отсутствие резервного источника энергоснабжения в больнице снижает качество оказания медицинской помощи гражданам, может привести к неоказанию своевременной (экстренной) медицинской помощи, повлечь угрозу жизни и здоровью пациентов. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Старомайнская районная больница» по непринятию надлежащих мер по обеспечению больницы автономными резервными источниками питания; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области приобрести оборудование, необходимое для обеспечения объектов ГУЗ «Старомайнская районная больница» автономными резервными источниками питания; обязать ГУЗ «Старомайнская районная больница» установить автономные резервные источниками питания на объектах больницы в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Ульяновской области. 

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу. Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения, имеющих организационно-правовую форму казенных, бюджетных и автономных учреждений и осуществляет только финансовое обеспечение мероприятий по приобретению учреждением оборудования, в виде выделения субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Приобретение оборудования для учреждения не входит в обязанности Министерства. ГУЗ «Старомайнская районная больница» является государственным бюджетным учреждением, которое отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Судом необоснованно признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии мер по обеспечению больницы автономными резервными источниками питания, поскольку в адрес Министерства прокурором не выносилось представление о непринятии надлежащих мер по обеспечению больницы автономными резервными источниками питания.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дел извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 4 названного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 14, ч. 1 ст. 18 данного Федерального закона организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч. 1 ст. 81) электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.

Согласно подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.

В зданиях лечебно-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.

Как установлено судом, в ходе проверки прокуратурой Старомайнского района деятельности ГУЗ «Старомайнская районная больница» выявлены нарушения  законодательства в области охраны здоровья и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно: отсутствие в зданиях учреждения резервных источников электроснабжения.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по приобретению для объектов ГУЗ «Старомайнская районная больница» автономных резервных источников питания.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1.5 Устава ГУЗ «Старомайнская районная больница» Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области является учредителем районной больницы. Собственником имущества является Ульяновская область, от имени которой полномочия осуществляет Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения предусмотрено, что Министерство реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п. 2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).

На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в подведомственных медицинских учреждениях, в частности: по обеспечению ГУЗ «Старомайнская районная больница» автономными резервными источниками питания возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность по приобретению оборудования для районной больницы.

Довод апелляционной жалобы о том, что в полномочия Министерства входит только финансирование мероприятий по приобретению учреждением оборудования, а не его приобретение, не опровергает выводы суда и не влечет отмену принятого по делу решения. Вопрос о порядке исполнения решения суда может быть решен стадии его исполнения. Министерство не лишено возможности исполнить решение суда в соответствии с имеющимися полномочиями.

Ссылка в жалобе на отсутствие оснований для признания незаконным бездействия Министерства в связи с не обеспечением объектов больницы автономными резервными источниками питания является несостоятельной, поскольку факт неисполнения Министерством требований законодательства по предупреждению мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Решение суда является правильным, основано на надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: